17.10.2007 01:00
    Поделиться

    Российские спутники смогут обнаружить любую точку на планете

    Российские спутники будут обнаруживать объекты с точностью до 5 метров

    Под Красноярском прошла конференция, где обсуждались перспективы развития Глобальной навигационной спутниковой системы. Об этом корреспондент "РГ" беседует с генеральным директором и генеральным конструктором Научно-производственного объединения прикладной механики им. академика Решетнева Николаем Тестоедовым.

    Российская газета: Николай Алексеевич, почему именно в Железногорске решили провести этот важнейший форум?

    Николай Тестоедов: Поначалу планировали провести в Москве, однако предпочли Железногорск. Ведь все российские спутниковые навигационные системы производятся только у нас. К тому же в октябре исполнилось четверть века со дня запуска первого космического аппарата ГЛОНАСС, в этом же году отмечается и 40-летие с момента запуска первого навигационного спутника "Космос-192".

    В конференции участвовали ученые, а также наши заказчики, в том числе, естественно, и из министерства обороны. Было сделано более 80 очень интересных докладов.

    Принципиально важно, что навигационная тематика начинает формировать новые задачи. Ранее цели были стандартно-утилитарны, скажем, определить место объекта на поверхности воды. Запущенные 40 лет назад первые спутники давали точность до трех километров и определяли две координаты. Третья - высота - была привязана к уровню моря, который известен. Для того чтобы выйти на связь со спутником и определить собственные параметры, требовалось до трех часов.

    Сегодня система находит объект на земле с точностью 15 - 30 метров. В перспективе она будет повышена до 5-7 метров и станет сопоставима с системами GPS и Галилео. Оперативность определения сократится до нескольких минут.

    РГ: Новые спутники на подходе?

    Тестоедов: В этом году готовим 11 космических аппаратов. Сегодня 64 из 94 единиц российской орбитальной группировки разработаны и произведены в нашем объединении. Такая тенденция сохранится и в будущем. Причем наши аппараты - самые долгоживущие.

    Если первые спутники имели шестимесячный срок активного существования, то у серии ГЛОНАСС-М он увеличен до семи лет. В 2010 году будет запущен аппарат серии ГЛОНАСС-К, рассчитанный на работу в течение 10 лет. Это многофункциональный спутник со множеством задач. Когда численность глобальной навигационной спутниковой системы достигнет 24 штатных единиц, она сможет выполнять международные обязательства по оказанию помощи терпящим бедствие, работать в интересах министерства обороны, обеспечивать потребителям более точную навигацию.

    Кроме многофункциональности и увеличения срока эксплуатации, совершенствуется экономика системы. Сегодня три ГЛОНАССА-М по 1415 килограмм каждый выводятся на орбиту ракетой "Протон". Это очень дорогое удовольствие. В скором будущем два спутника ГЛОНАСС-К весом около 750 килограмм каждый будет выводить ракета "Союз". В итоге вывод одного аппарата будет стоить в два раза дешевле.

    РГ: В чем все-таки новизна ГЛОНАСС-К?

    Тестоедов: С технологической точки зрения это спутник так называемого негерметичного исполнения: все его приборы способны работать в открытом космосе. Это повышает удельные характеристики по отношению полезной нагрузки к общему весу, а значит, - надежность координации с дополнительными источниками. Кроме того, аппарат обладает более высокой точностью, поскольку в нем предусмотрено не 2, а 5 сигналов. К тому же аппаратура ГЛОНАСС и GPS может быть адаптирована в одном наземном приемнике. Это позволит выполнять, скажем, кадастровые работы - подобный пилотный проект уже реализуется сегодня в Ярославской области.

    РГ: Американский GPS, европейский Галилео, китайская навигационная система для вас- конкуренты?

    Тестоедов: Конечно. И все же не забудьте: только две страны смогли создать глобальные навигационные системы: Америка и Россия. Наша полная группировка (24 аппарата) по системе ГЛОНАСС, созданная в 1995 году, вследствие экономической ситуации в стране несколько деградировала, но сегодня она восстанавливается.

    Европейцы столкнулись с рядом проблем. В частности, они все еще не определились, платной или бесплатной будет подача сигнала пользователю, Россия и США приняли принципиально правильное решение: передавать навигационный сигнал на безвозмездной основе. Сегодня система ГЛОНАСС, являясь конкурентом GPS, дополняет ее. На Западе выпускают сейчас приборы, одновременно работающие с обеими системами. Ведь данные, которые группировка GPS выдает в больших городах, в горной местности, отнюдь не совершенны. Тандем же с ГЛОНАССом дает фактически 100-процентный охват и достоверность.

    В мае этого года создание отечественной навигационной группировки было оформлено указом президента. На днях правовые основы космической навигации обсуждались за "круглым столом "в Госдуме. Возрождение системы движется в направлении частно-государственного партнерства. Деловое сообщество должно получить гарантии, что группировка развивается и поддерживается в тонусе, что это константа, а закон должен концептуально определить обязанности и возможности государства и бизнеса.

    РГ: Когда навигационная группировка будет сформирована полностью?

    Тестоедов: В следующем году запускаем 6 спутников, к концу 2009-го численность системы ГЛОНАСС достигнет положенных 24 аппаратов. В первом квартале 2010 года система полностью начнет работать по целевому назначению.

    РГ: Как осуществляется замена спутников, выработавших свой ресурс?

    Тестоедов: Пополнение группировки идет постоянно. В настоящее время заменяются 4 спутника с трехлетним сроком активного существования. С 2008 года в составе оперативной группировки останутся только аппараты с семилетним сроком. В дальнейшем на их место придут спутники ГЛОНАСС-К. Но предполагается и наличие резерва. Как на орбите, так и на земле. Пока этого нет.

    РГ: То есть реально в орбитальной группировке будет больше 24 аппаратов?

    Тестоедов: Конечно.

    РГ: Насколько перспективно создание собственной наземной аппаратуры по приему навигационного сигнала? Не секрет, что сегодня мы зависим от американской GPS.

    Тестоедов: В этом и заключалась проблема 1995 года: спутники летают, а "земли" нет. Сегодня внимание федеральной целевой программы нацелено на создание навигационной аппаратуры потребителя. Конкретное исполнение возложено на заинтересованные ведомства. Недавно первому вице-премьеру Сергею Иванову были показаны образцы - и военные, и гражданские. Задача - наладить массовое внедрение навигационной аппаратуры потребителя (НАП). Это сложно. Рынок заполнен GPS. Однако в конце текущего - начале следующего года опытные образцы навигационных приборов будут представлены. Серийное производство начнется в течение 1,5 - 2 лет.

    РГ: А помимо системы ГЛОНАСС в каких еще направлениях работаете?

    Тестоедов: ГЛОНАСС - лишь четверть наших объемов. Более 50 процентов задач связано с оборонной тематикой. Остальное - спутники для связи, телевидения, геодезии.

    Оперативная группировка России базируется на аппаратах "Экспресс-АМ", "Экспресс-А", "Горизонт". Сейчас в производстве "Экспресс 33" и "44". Одновременно работаем над негерметичными спутниками нового поколения. Есть линейка легких аппаратов весом от 0,8 до 1,5 тонны. Их используют небольшие компании, которым нужен небольшой частотный ресурс. Есть тяжелые платформы - от 2,8 до 3 тонн, они обеспечивают могучие потоки информации.

    РГ: Каковы перспективы международного сотрудничества? Работа с французами над аппаратом "Сесат" останется эпизодом в истории отечественного спутникостроения или послужит началом тенденции?

    Тестоедов: Это был прорыв. Базовая платформа для "Экспресс-АМ", ряда аппаратов министерства обороны стала заделом на 10 -15 лет. Проект "Сесат" фактически вытянул предприятие. В нем был реализован принцип: полезная нагрузка - импортная, платформа - наша. Сейчас же стараемся как можно больше узлов полезной нагрузки изготавливать самостоятельно. Сегодня действует иная промышленная схема: покупаем лишь отдельные элементы. Остальное - конструкции, антенны, сотовые панели, отражающее покрытие - делаем сами.

    РГ: Означает ли это, что не за горами время, когда на вашей продукции уже безо всяких оговорок можно будет писать: сделано в России?

    Тестоедов: Это стратегическая задача. Интеграция западных технологических решений на родной земле - один из ее шагов. В конце концов наши "Жигули" тоже появились на базе "Фиата".

    Поделиться