05.09.2007 01:30
Поделиться

Геннадий Онищенко: Недопустимо, чтобы аттестат о школьном образовании сопровождался историей болезни

Факт известный и весьма тревожный: состояние здоровья российских детей и подростков характеризуется ростом заболеваемости. Все чаще дети страдают хроническими болезнями, в том числе такими, которые должны бы быть привилегией взрослых.

Увы! Мы уже привыкли, что тяжелейшие заболевания крови и кроветворных органов, анемии, болезни органов дыхания, мочеполовой системы, нервной системы, гастриты, дуодениты, болезни желчного пузыря, сахарный диабет приносят страдания ребятишкам. Скажем, юный гипертоник не удивляет. И пока не виден свет в конце тоннеля. Напротив, за последние пять лет общая заболеваемость детей возросла на 16 процентов. Более 32 процентов шести-семилетних детей не готовы к систематическому обучению в школе. Еще совсем недавно мы толковали об акселерации, теперь же отмечается ухудшение показателей физического развития, нарастание процессов децелерации.

Причины? Их много. Одну из главных выявляют ежегодные эпидемиологические исследования. Это значительные нарушения, связанные с несоответствием между калорийностью пищи и фактическими энерготратами, с разбалансировкой рациона по основным пищевым веществам. Результат? У 10 процентов детей снижены показатели роста, веса, 7 процентов страдают ожирением. В большинстве российских регионов в рационах питания детей дефицит витаминов, макро- и микронутриентов.

Позволю процитировать письмо, пришедшее в "РГ" от жителя Тулы В.М. Индычко. Автор совершенно прав в том, что вопрос детского питания волнует не только его, дедушку восьмилетнего внука. Так вот, Индычко пишет: "Мой восьмилетний внук за свою жизнь не съел и десяти граммов рыбы или рыбопродуктов. Он не ест помидоры, простоквашу, цельное мясо. Но ест с удовольствием вареную колбасу. Бабушка пичкает его блинчиками, сырниками. Можно ли положиться на инстинкт организма, который отторгает эти продукты? Или силой заставлять есть? Знаю, что некоторые дети едят штукатурку от стен. Мне рассказывала бабушка восьмиклассницы, что она кормит девочку по принципу: я готовлю, и ты должна есть. Вот девочка и ест суп, а слезы капают в тарелку. Мой же внук на вид здоровый, развитый, подвижный. Правда, у него сильно увеличена щитовидная железа".

Что ответить? Приверженность к тому или иному продукту - результат, выработанный культурой питания. У разных народов он разный. Вот сейчас у нас некая мода на суши-бары. Кому-то нравятся, кому-то нет эти морепродукты. Но, наверное, не стоит ими уж так увлекаться - все-таки это пища не из российского рациона. Но вернусь к письму читателя. Скорее всего, не случайно у восьмилетнего мальчика сильно увеличена щитовидная железа. Питание человека в любом возрасте должно быть сбалансированным, разнообразным. А уж тем более это важно для растущего организма. По сути, я сейчас повторяю прописные истины. Но, видимо, наша санитарно-просветительная работа хромает на обе ноги, если эти истины малоизвестны. Нельзя полагаться на инстинкты. Семья должна заботиться о том, чтобы в рацион ребенка входили все необходимые для растущего организма продукты. Заставлять есть суп, смешанный со слезами, нельзя ни в коем случае. Но если мальчик не ест мясо, рыбу - основные поставщики белка, значит, у него развивается белковая недостаточность, значит, не достает минеральных веществ, витаминов. Дети едят штукатурку? Такое не редкость. Ее еще некоторые беременные жалуют. А все потому, что в организме не хватает кальция. И восполнять этот дефицит нужно не штукатуркой, а теми продуктами, в которых кальций есть. Внука Индычко не приучили есть мясо. Но, видимо, приобщили к вареной колбасе, в которой избыток сои, крахмала и не самого качественного мяса.

Сейчас активно обсуждаются введенные нашей службой запреты на потребление некоторых соевых шоколадных напитков, молочной продукции нескольких европейских производителей. Но нельзя же, чтобы мы и далее потребляли продукцию, содержащую индийскую гуаровую смолу, загрязненную диоксином и пентахлорофенолом. Тем более что главные потребители этой продукции дети.

Я только что вернулся из Ставропольского края, где до 203 выросло количество заболевших острой кишечной инфекцией воспитанников семи детских садов Георгиевского района. И считать вспышку законченной нельзя. Факт вопиющий. Судя по предварительным данным, виновник массового отравления - кефир "Славянский" и другие молочные продукты местного предприятия "Вилия", где выявлены грубейшие нарушения санитарных норм. Работа предприятия приостановлена. Возбуждено уголовное дело. Введено чрезвычайное положение.

Но, повторяю: факт вопиющий. Вопиющий еще и потому, что совсем недавно подобное ЧП произошло на Ставрополье с воспитанниками детских садов Благодарненского района: там с 16 по 22 августа было зарегистрировано 129 случаев острой кишечной инфекции. Впоследствии у заболевших обнаружили дизентерию. Как показало расследование, источником заражения тоже был кефир, произведенный на местном предприятии. Но, видимо, надлежащих выводов так и не сделали. И вот новая вспышка.

Многие руководители не считают зазорным нарушение санитарно-гигиенических нормативов. Действует известный психологический фактор - авось обойдется, авось пронесет. А когда "авось" не срабатывает, объявляем чрезвычайную ситуацию, возбуждаем уголовные дела. Меры приняты. Время прошло и все забыто. Вот и теперь исполняющий обязанности губернатора Ставропольского края Анатолий Воропаев в традициях профессионального комсомольского работника вместо системного решения проблемы пытается все свести к примитивному выяснению отношений. С таким подходом в таком сложном регионе можно лишь ждать эскалации подобных событий.

Сейчас нами разработаны и утверждены "Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей 7-11 и 11-18 лет", "Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах". Предложены примерные, расписанные на 24 дня меню горячих школьных завтраков и обедов. Эти меню предназначены для использования в работе школьных пищеблоков, школьно-базовых столовых. Они могут ни в чем не меняться. Однако не будет ничего зазорного, если в них будут вноситься коррективы, учитывающие пищевые предпочтения детей, тип оборудования пищеблоков. Но в любом случае потребности растущего организма во всех необходимых продуктах должны удовлетворяться на 25 процентов за счет завтраков и на 30 процентов за счет обедов. Остальные проценты приходятся на домашнее питание. И очень важно, чтобы они не восполнялись за счет вареной колбасы и йогуртов, содержащих диоксин.

К сожалению, многие беды питания школьников - результат недостаточного финансирования из бюджетов различных уровней. При средней стоимости завтраков в сельских районах 3-10 рублей, в городах от 7-15 рублей и обедов в сельских районах 5-16 рублей, в городах 18-20 рублей, из местных бюджетов на организацию питания выделяются деньги только для детей из малообеспеченных и многодетных семей, и из расчета 1,5 рубля на ребенка. Как говорится, смешные деньги! Практически везде основной источник оплаты горячего питания учащихся - средства родителей.

Хотя, и это показывает опыт, при желании местные органы власти могут и находят деньги на питание школьников. Вот в Рязанской области в прошлом году приняли закон "О компенсации стоимости питания обучающихся в государственных областных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального, профессионального и среднего образования". И в начавшемся учебном году дотация из местного бюджета равна десяти рублям на одного ребенка. Согласитесь, это не 1,5 рубля!

В Тульской области, в той, где живет автор письма в редакцию, действует свой закон "Об образовании". И по этому закону из местного бюджета выделяется по 13 рублей на питание учащихся 1-4-х классов. А для специальных, коррекционных школ и того больше - 44 рубля на ребенка в день.

В Белгородской области разработаны и действуют меню на этот учебный год. Здесь произведен частичный капитальный ремонт пищеблоков в 29 школах, в 108 приобретено новое холодильное оборудование. В большинстве школ Брянской области есть свои пищеблоки. Здесь 96 процентов школьников обеспечены питанием.

К чему эти примеры? Да к тому что очень-очень многое зависит от воли местных органов власти, от их отношения к детям. Почти 15 миллионов сели вчера за школьные парты. В разных уголках огромной страны. В Москве кто-то пришел в школу будущего. А на хуторе Соляной Краснодарского края вот уже пятнадцатый год подряд учащиеся пришли в... вагончики. Да, вот в таких времянках ютится здесь школа. Уже три выпуска у нее на счету. А вот на каком счету дети у местных властей? Покрасили вагончики и... С новым учебным годом! И вагончики еще не худший вариант. 40 школ надо бы вовсе закрыть, так как не отвечают они санитарно-гигиеническим нормативам. Да нет им замены. Несколько лет назад в Иволгинском районе Бурятии из 17 школ лишь одну удалось открыть к первому сентября. Все ссылались на то, что денег нет. И лишь тогда, когда ситуация приняла скандальный оборот, деньги нашлись.

Модернизация образования тянет за собой немало новых проблем. И она бесперспективна, даже вредна без модернизации материально-технической базы. Вредна прежде всего для здоровья школьников. Та же компьютеризация высветила проблему нормативов для компьютеров. Не везде могут стоять эти умные машины. Нельзя водворять их в школы, в которых нет нормальной вентиляции, где нет канализации, туалетов. Компьютеры не для вагончиков. Настало время системной оценки работы школ. И во главе тут должно быть здоровье детей. Недопустимо, чтобы аттестат о школьном образовании сопровождался историей болезни.