30.07.2007 03:00
    Поделиться

    Под Домодедово потерпел катастрофу грузовой самолет

    Вчера после вылета из аэропорта Домодедово грузовой Ан-12, не успев набрать высоту, рухнул в четырех километрах от взлетной полосы. Погибли семь человек, все - члены экипажа.

    Упал самолет, считающийся одним из самых надежных в мире.

    Как сообщил представитель аэропорта, Ан-12 взлетел в 4 часа 16 минут по московскому времени и через шесть минут пропал с радаров. Он упал между деревней Семивраги и Домодедовским кладбищем. При этом авиагрузовик на два километра отклонился от курса. Самолет был заправлен под завязку, что усугубило ситуацию. Борт взорвался и загорелся. Как сообщили в МЧС, обломки разлетелись на общей площади - четыре тысячи квадратных километров.

    - После взлета командир воздушного судна на связь с руководителем полетов не вышел, - сообщил заместитель министра транспорта РФ Борис Король.

    Борис Король сказал также, что создана техническая комиссия под руководством представителей МАК, в нее также входят представители Ространснадзора. На месте работает, кроме того, транспортная прокуратура. Аварийные самописцы найдены и готовятся к отправке в МАК для расшифровки. Образована комиссия минтранса, туда вошли представители различных ведомств. Комиссия будет заниматься вопросами оказания возможной помощи членам семей экипажа.

    Как сообщили представители Росавиации, на борту самолета находились командир корабля Золотов, второй пилот Чернышев, штурман Коробков, бортмеханик Поляков, бортрадист Комарский, оператор Усачев и механик Сорокин. Самолет с бортовым номером 93912 принадлежал авиакомпании "Атран" и перевозил девять тонн груза по маршруту Домодедово - Омск - Братск. Однако вскоре появилась информация, что конечным пунктом перелета был Комсомольск-на-Амуре.

    Это подтвердил и заместитель генерального директора авиакомпании Александр Севьян. "Самолет летел в Комсомольск-на-Амуре, а в Омске и Братске он должен был дозаправиться, - сказал он. - Возможные причины (авиакатастрофы) будут известны позже, когда комиссия закончит работу и будут расшифрованы "черные ящики".

    Кроме того, в авиакомпании рассказали, что все члены экипажа были опытными летчиками. Представители компании особо отметили, что пассажиров в самолете не было, хотя первоначально и ходили разные слухи на этот счет.

    - Каждый член экипажа под руководством командира Игоря Золотова был профессионалом, имевшим большой налет часов, - сказал представитель авиакомпании. - В составе экипажа находился и заместитель командира летного отряда компании. Руководство компании выехало на место катастрофы.

    Говорить о причинах трагедии пока рано. Многое должны прояснить три "черных ящика", которые были установлены на самолете. Они все найдены, но расшифровка займет время. Однако некоторые версии специалисты могут выдвинуть уже сейчас.

    Судя по всему, обвинить в трагедии плохую погоду не получится. Как сообщили в аэропорту, метеоусловия были благоприятными для вылета. Первые сигналы об образовании тумана оборудование стало давать только в полпятого утра, к этому времени Ан-12 уже горел на земле.

    Так что причину катастрофы, скорее всего, надо искать в чем-то другом, например в техническом или человеческом факторе. Как сообщил представитель Росавиации, летный ресурс грузового упавшего Ан-12 заканчивался меньше чем через четыре месяца: 14 ноября 2007 года. А вообще самолет эксплуатировался с 1964 года. Но в авиакомпании уверяют, что он был в хорошем состоянии. По словам представителей "Атрана", перед вылетом борт прошел всю необходимую предполетную подготовку.

    - Кроме того, серьезный техосмотр машина прошла 29 мая, - утверждают в компании. - Ежегодно самолет также проходил осмотр с участием представителей ОКБ имени Антонова и российских авиационных властей. Перед тем как отправиться в рейс по маршруту Москва - Братск с посадкой в Омске, борт вернулся из другого полета и перед отправлением в путь прошел весь необходимый контроль.

    О возможных версиях катастрофы "Российской газете" рассказал на правах анонимности один из известных авиационных экспертов. По его мнению, первая версия - это перегруз. Она, кстати, выдвигалась с самого начала, но потом ее опровергли представители авиакомпании. Официально на борту самолета было девять тонн груза, что для Ан-12 совсем не много. В нем оставалось еще много свободного места, еще на пять-шесть тонн - точно.

    - Одно дело - сколько было на бумаге, и другое - сколько на самом деле, - сказал собеседник "РГ". - Сейчас все сгорело, и можно говорить, что угодно. Я, конечно, верю уважаемой авиакомпании. Но в российской авиации бывали всякие случаи, и нередко по документам значился один вес, а левого груза оказывалось в два-три раза больше. Нередко бывало, что самолет падал, не успев набрать высоту, потому что у двигателей не хватало мощностей поднять в воздух все то, что загрузили на борт. В этот раз характер падения очень похож на те происшествия, когда самолеты падали из-за перегруза, даже траектория полета отклонилась. Так что я бы на месте комиссии не сбрасывал эту версию, хотя допускаю, что она может и не подтвердиться.

    Другой вариант: техническое состояние самолета. Да, Ан-12 считается исключительно надежным, и это его часто губит. Как пояснил специалист, увы, часто авиакомпании слишком полагаются на надежность и не обслуживают толком технику. А зря. Был случай, когда рухнул Ан-12, подрабатывавший челночными рейсами в Турцию. У самолете в воздухе отвалился хвост. Как рассказали корреспонденту "РГ", в ходе проверки выяснилось, что в районе туалета корпус проржавел настолько, что разломился. Самолет толком никто не проверял и не обслуживал, думая, что для такой надежной машины банальный техосмотр - лишнее.

    - Кроме того, на самолете могли быть установлены контрафактные детали, - сказал собеседник "РГ". - Это большая проблема сегодня. Напомню, недавно в Рыбинске задержали кустарей, которые воровали детали с завода и чуть ли не в сарае делали детали для самолетов. Потом продавали как новые авиакомпаниям, хотя детали уже были изношены. На изготовленные запчасти наносили серийные номера и обеспечивали произведенную продукцию фиктивными документами. Где гарантия, что подобные запчасти не попали и на потерпевший крушение Ан-12?

    Но есть и детективная версия. Самолет, напомним, направлялся в Комсомольск-на-Амуре, где расположено известное авиационное предприятие. Там сейчас вовсю трудятся над очень интересным проектом: региональным пассажирским самолетом "СуперДжет-100". При проектировании авиалайнера были выбраны абсолютно новые подходы буквально во всем. Вокруг проекта сформировалась сильная международной кооперация. Уже на стадии проектирования удалось провести серьезную маркетинговую работу и заключить контракты на продажу десятков будущих машин.

    - Сейчас в Комсомольске как раз заканчивают сборку первых машин, - сказал собеседник "РГ", - очень ответственный этап. Возможно, Ан-12 вез детали для "СуперДжетов". Но у проекта есть конкуренты, международные авиакорпорации, которым не выгодно, чтобы Россия вышла на мировой авиационный рынок. Возможно, конкуренты подстроили диверсию. Если это так, то правды мы, возможно, не узнаем. Однако я не стал бы сбрасывать и эту версию.

    В любом случае во всем должны разобраться не только авиационные эксперты, но и следователи прокуратуры. Как сообщили вчера корреспонденту "РГ" в Генеральной прокуратуре РФ, по факту крушения самолета Московская прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте возбудила уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта".

    Родственники погибших членов экипажа получат материальную помощь от авиакомпании "Атран". Представитель компании отметил: "Сумма такой помощи пока не определена. Кроме того, мы возьмем на себя организацию похорон погибших".

    Интересно, что вчера в Домодедово случилось еще одно происшествие. На этот раз, к счастью, без жертв. Самолет "Боинг-757", выполнявший рейс Москва - Неаполь, вынужден был вернуться после взлета в аэропорт из-за треснувшего лобового стекла. Пассажиры благополучно вылетели в Италию другим самолетом через несколько часов.

    Владислав Куликов

       прямая речь

    Роман Кришталь,

     генеральный директор авиакомпании "Атран":

    - Ситуация сложная. Пока о причинах говорить рано, работает комиссия по расследованию. Разбившийся самолет был исправен, по техническому состоянию никаких претензий к нему не было. Ан-12 вылетел из аэропорта Домодедово в 4 часа 16 минут, а уже в 4 часа 18 минут исчез с экрана радара. То есть полет длился всего две минуты. Самолет упал примерно в 50 метрах от забора Домодедовского кладбища. Слава богу, живых не зацепили, мертвых не потревожили. Это трагедия компании.

    Налет у экипажа был хороший. К примеру, у командира 6 тысяч часов, у второго пилота - 12 тысяч. Можно говорить, что это были опытные летчики.

    Валерий Шелковников,

    член правления Всемирного фонда Безопасности полетов:

    - Что можно сказать о самолете Ан-12? Это машины-труженики. Начали выпускаться с 1958 года. Всего было сделано 1234 машины. За весь период эксплуатации было 159 авиационных происшествий, из них - 19 катастроф.

    Сейчас многие видят причину трагедии в возрасте разбившегося самолета. Но хочу заметить следующее. Есть американский самолет С-130 "Геркулес", который эксплуатируется уже почти 50 лет и поднялся в воздух на 4 года раньше нашего Ан-12. Эти машины похожи, что называется, один к одному: у них по 4 турбовинтовых двигателя примерно с одинаковой мощностью, не намного различается взлетная масса и крейсерская скорость. Так вот американцы не побоялись объявить, что продляют своему "Геркулесу" ресурс до 2030 года. Но, конечно, для этого они обязались сделать многое - доработать двигатели, авионику, создать мощную систему диагностики.

    Евгений Бачурин,

    руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация):

    - Мы ждем результатов предварительного расследования. Если они покажут, что причиной авиакатастрофы оказалась техника, то будет проведена проверка всего парка самолетов Ан-12. Если же виновен экипаж, то будет усилена летно-методическая работа в авиакомпаниях. Замечу, что в авиакомпании "Атран" уже давно существуют проблемы. Поначалу у нее было 26 самолетов. До этого воскресенья оставалось четыре, а теперь - и вовсе лишь три. А, как и всем остальным некрупным компаниям, обновление авиапарка "Атрану" не под силу.

    Подготовили Наталия Ячменникова, Ирина Кобылкина

    Досье "РГ"

    В июне 1990 года Ассоциация "Транспортная авиация" была выведена из "Аэрофлота" и стала первым в стране независимым авиаперевозчиком с собственным брендом "Авиатранс".

    В 1993 году компания была приватизирована. 1 января 1997 года сменила название на "Атран" - грузовые линии "Авиатранс". К настоящему времении в распоряжении компании числилось пять самолетов Ан-12, три Ан26 и три Ил76. Четверть ее акций принадлежат правительству России.

    Поделиться