30.07.2007 05:00
Поделиться

В Ингушетии бандиты напали на местное управление ФСБ

Обстрел здания УФСБ по Республике Ингушетия был настоящим боем с применением не только автоматов, но пулеметов и гранатометов.

Преступники открыли огонь по зданию управления в Магасе со стороны селения Али-Юрт. После пятнадцати минут полноценного огневого контакта, в ходе которого, предположительно, было произведено несколько гранатометных выстрелов, террористы скрылись в сторону этого же села. Исход боя оказался не настолько кровавым, как этого можно было ожидать, но все же без потерь не обошлось.

Как сообщил прокурор Ингушетии Юрий Турыгин: "Нами установлено, что стрельба велась с дальнего расстояния из подствольных гранатометов и ручного пулемета. Один военнослужащий Внутренних войск, несший службу в боевом охранении здания ФСБ России по Республике Ингушетия, получил смертельное ранение и скончался. Других жертв и пострадавших нет, зданию ущерб не нанесен".

Сравнительно малые потери объясняются прежде всего тем, что весь комплекс зданий в Магасе хорошо укреплен, а личный состав управления, несмотря на темное время суток и неожиданность нападения, смог достойно ответить огнем. На месте, откуда велся обстрел, следователи впоследствии обнаружили пятна крови. Кроме того, как сказал Турыгин, по горячим следам были задержаны четверо подозреваемых, двоих из которых поймали прямо в момент, когда они вели огонь по зданию. Еще двоих препроводили в СИЗО в ходе масштабной спецоперации, которой подверглось село Али-Юрт днем позже.

Прокурор Ингушетии Юрий Турыгин сказал, что с задержанными сейчас "проводится работа". Уголовное дело по факту обстрела здания УФСБ возбуждено по двум статьям - по статье 222 УК РФ ("Незаконное ношение и хранение оружия") и по статье 317 ("Посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов").

Пока проводятся поисковые мероприятия, представители правоохранительных органов не раскрывают никаких подробностей. Известно лишь, что "селение Али-Юрт объявлено зоной антитеррористической операции. В настоящее время оно полностью остается блокированным, и там проводится адресная проверка паспортного режима, проверка транспорта и подозрительных лиц".

Но возможно, что подробности спецоперации не станут достоянием общественности и позже. "Виной" тому, как утверждают в самой республике, специфические нюансы событий террористической направленности, которые сотрясали республику в последнее время.

Как сообщили нам наши источники среди местного населения республики и в спецслужбах, большого секрета нет в том, кто может стоять за этим, да и не только за этим преступлением.

Известно, что два селения республики Али-Юрт и Сурхахи - это вотчина так называемых батал-ходжинцев или попросту "батлаков". 10-тысячное представительство этого исламского течения составляют самую грозную силу в республике. Это практически государство в государстве. Ее духовный лидер некий Якуб почитается как прямой потомок святого учителя Батал-Хаджи. Как утверждают местные, и в этом не сложно убедиться, если проехать по дорогам этих двух селений, "батлаки" очень богаты, им принадлежит едва ли не весь самый прибыльный бизнес в республике.

В полностью дотационной Ингушетии можно жить очень богато, причем не только за счет дотаций из Москвы, но и за счет воинственных соседей-чеченцев. К примеру, несколько лет "батлаки" вели настоящую коммерческую войну "по собственным правилам" с авторитетным чеченским предпринимателем Салманом Хасимиковым. Не сказать, что чеченцы побаиваются батал-хаджинцев, но нередко даже они несут тяжелые потери от этого воинственного племени.

Последним, и, пожалуй, самым ярким примером демонстрации силы батал-хаджинцев стал инцидент, случившийся на административной границе 13 сентября прошлого года. В тот день отряд ОМОН ЧР во главе с тогдашним его командиром Бувади Дахиевым был расстрелян прямо на блок-посту "Волга-20". Чеченские омоновцы возвращались из Ингушетии со спецоперации. Ими был задержан некий Герихан Темурзиев, главарь банды автоугонщиков, которые незадолго до этого угнали с территории Чечни омоновскую "Ладу". Автоугоны, как известно, не только в Чечне и Ингушетии, но и в Москве - конек "батлаков". Но в тот день омоновцам так и не суждено было победить автопреступность. Темурзиева отбили, при этом погибли шестеро чеченских омоновцев во главе с командиром.

Наши источники в республике рассказали корреспонденту "РГ", что с "батлаками" никто связываться не решается. Кое-кто из местных рассказал мне однажды одну весьма яркую историю об их нравах. Как-то Якуб увидел на улицах Назрани шикарную иномарку. Через некотрое время к владельцу пришли хмурые люди и спросили, за сколько тот купил автомобиль. Потом, даже не спрашивая, хочет ли тот его вообще продавать, выложили эту сумму и забрали иномарку. И это еще удачный исход дела, учитывая, что в противном случае машину могли либо сжечь, либо угнать.

На мой вопрос, что могло спровоцировать эту силу на столь дерзкие вылазки, наши источники в спецслужбах ответили однозначно - конфликт с действующим президентом республики Муратом Зязиковым, которого пытаются скомпрометировать. Смысл участившихся в последнее время нападений на военных, отстрел и запугивание русскоязычного населения, как это было недавно - во время убийства семьи учительницы и последующего теракта на кладбище, может быть прост - показать, кто реальный хозяин "в доме".