Слишком рьяно вновь избранный президент Николя Саркози стремится доказать, что при нем все будет по-другому, не так, как прежде. И что людям, которые некогда входили в политическую элиту, в его новой Франции придется несладко.
На этой неделе экс-премьер страны Доминик де Вильпен испытал на собственном опыте, что значит быть "бывшим". Как стало известно, французская полиция несколько часов допрашивала его в рамках расследования нашумевшего дела "Клирстрим". Де Вильпена подозревают в "пособничестве клеветническому доносу" на Саркози, призванному помешать его избранию на пост президента.
По своему значению и масштабу многие эксперты уже сравнивают "Клирстрим" с Уотергейтским скандалом в США. Но если в Америке речь шла лишь о прослушивании телефонных разговоров, то в случае с Францией ситуация еще серьезнее. Дело "Клирстрим" получило название от международной финансовой корпорации, расположенной в Люксембурге. И первоначально расследовалось как дело о незаконных доходах французских политиков, которые через эту европейскую компанию якобы переводили государственные деньги на свои личные счета.
Но что самое интересное, список с именами тех самых предполагаемых коррупционеров, в числе которых оказался и Саркози, французская полиция получила по почте от неизвестного доброжелателя. И очень скоро выяснилось, что все факты, изложенные в анонимке, не соответствуют действительности.
Тогда правоохранительные органы Франции задались вопросом, кому понадобилось дискредитировать известного политика? В поисках ответа они вышли на генерала Филиппа Рондо, советника по проведению спецопераций при министре обороны. Записи с компьютера военнослужащего - которые тот пытался уничтожить, но полиция сумела восстановить - и стали главной уликой в деле "Клирстрим".
По просочившейся неофициальной информации, из этих данных следует, что де Вильпен беседовал с Рондо о Саркози и просил его сфабриковать на последнего разоблачительное досье. Экс-премьер даже якобы упоминал, что просьба исходит не от него, а от бывшего президента Франции Ширака.
Сам де Вильпен называет все обвинения в свой адрес "домыслами". "Задание, которое я давал Рондо, касалось посредников в сделке о поставке фрегатов", - утверждал он.
В четверг экс-глава правительства даже заявил, что намерен просить следствие перевести его из ранга простого свидетеля в ранг свидетеля-ассистента (нечто среднее между свидетелем и обвиняемым). "В нынешнем положении у меня нет права защищаться, так как я не имею доступа к материалам дела. Я сожалею об этом и желаю выйти из столь неприменимой ситуации", - говорится в распространенном сообщении бывшего премьера.
В пятницу в доме де Вильпена прошел обыск. Его результаты пока не известны, но, по сведениям французской прессы, теперь перед экс-премьером замаячила перспектива еще одного обвинения - в даче ложных показаний.
Между тем де Вильпен не единственный экс-чиновник высокого ранга, которым заинтересовались французские правоохранительные органы. Следователи хотели поговорить и с Жаком Шираком, но экс-глава государства от дачи показаний отказался. Бывший президент, согласно положениям французского законодательства, "не может быть принужден давать показания по фактам, относящимся к периоду его президентского мандата".
Кстати, следствие интересует не только этот эпизод в деятельности Ширака. Правоохранительные органы хотят узнать побольше о том, как, работая мэром Парижа, будущий президент устраивал на высокооплачиваемые должности в муниципалитет близких соратников по партии. Те работали на партию и Ширака, но при этом получали казенные деньги. По французским законам это - коррупция. И в данном случае конституция Шираку не поможет, поскольку речь идет о деятельности в годы, когда тот еще не был президентом.
Причем есть основания полагать, что глава государства, чьи взаимоотношения с его предшественником никак нельзя назвать простыми, всячески будет "способствовать" расследованию.
Однажды Саркози уже показал себя человеком, который не умеет прощать. В 2005 году журнал "Пари-матч" опубликовал снимки, на которых его супруга Сесилия была запечатлена с другим мужчиной - известным консультантом по коммуникациям Ришаром Аттиа. Сакрози, в то время министр внутренних дел, не ограничился душевными страданиями. Он нашел в себе силы и время, чтобы отомстить главному редактору "проштрафившегося" еженедельника. И добился его увольнения.
Сейчас, похоже, история повторяется. Оказавшись на самой вершине власти, французский президент не забыл тех, кто пытался помешать ему в достижении заветной цели - Елисейского дворца. Несмотря на то, что сейчас Саркози выгоднее и проще на всякий случай примириться с прежними противниками, делать это он явно не собирается.
Французский лидер словно руководствуется принципом "месть - это блюдо, которое следует подавать холодным". С безупречным расчетом он убирает из своего окружения людей, которых можно причислить к команде экс-президента страны Жака Ширака. И дело "Клирстрим" в этом отношении может оказаться как нельзя кстати.
Досье "РГ"
Доминик де Вильпен родился 14 ноября 1953 года в Рабате, столице Марокко, в семье французского политика и дипломата, кавалера ордена Почетного легиона, родовитого аристократа Ксавье де Вильпена. Учился в Институте политических наук, а затем в Высшей национальной школе администрации. В 1977 году вступил в голлистскую партию "Объединение в поддержку республики".
31 марта 2002 года Ширак, переизбранный президентом на второй срок, назначил де Вильпена министром иностранных дел. Затем его карьера развивалась стремительно. В 2004 году де Вильпен возглавил МВД, а в 2005 году - стал премьер-министром.