06.07.2007 07:30
    Поделиться

    Школьные обеды - одна из причин эпидемии детского гастрита

    Сегодня каждый десятый школьник знает, что такое гастрит, не понаслышке. Каким же должно быть полноценное питание учащихся? Что делать, чтобы "не подцепить" гастрит, корреспондент "РГ" выяснял у врача-диетолога ЦНИИ гастроэнтерологии Департамента здравоохранения Москвы Тамары Поповой.

    Российская газета: Тамара Владимировна, неужели и впрямь гастрит среди детских болезней занимает второе место после респираторных инфекций?

    Тамара Попова: Заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки составляют 58-65 процентов в структуре детской гастроэнтерологической патологии. В среднем они встречаются у 100-150 на каждую тысячу ребят. В Москве, по данным Департамента здравоохранения, несколько иная статистика: болезни органов пищеварения у детей на четвертом месте.

    РГ: Правда ли, что 70 процентов детей получают гастрит инфекционным путем?

    Попова: Гастрит, ассоциированный с бактерией Helicobacter pylor, составляет 80-85 процентов всей гастродуоденальной патологии у детей. Поэтому, чтобы избежать этой инфекции, необходимо соблюдать гигиену в семье, если известно, что кто-то из ее членов страдает таким заболеванием желудка. Для этого нужно, например, пользоваться индивидуальными зубными щетками, собственной посудой и вытираться отдельным полотенцем.

    РГ: Врачи говорят: если хотите побаловать ребенка, лучше дайте ему фрукты, а не сладости. Забудьте о чипсах и "Макдоналдсе". Кроме того, питание должно быть регулярным: на завтрак - обязательно каша, в обед - суп, на ужин - тоже что-то горячее. Кислое, соленое, острое полностью исключить. И - никаких перекусов. Этого достаточно, чтобы уберечь ребенка от гастрита?

    Попова: Конечно же, неправильное питание - основной фактор риска развития хронического гастрита у детей. Но при этом нельзя забывать о других причинах. Это и стрессы, депрессия и состояние атмосферы, нитраты в пище, плохое качество питьевой воды. Это еще и пищевая аллергия, непереносимость определенных продуктов, эндокринные расстройства.

    РГ: Вы довольны тем, как кормят малышей в московских детских садах и яслях?

    Попова: Недавно НИИ питания РАМН вместе с к омитетом образования Москвы и Центром Госсанэпиднадзора разработали новый рекомендуемый набор продуктов для детских садов города. Специалисты пришли к выводу, что необходимо пополнить рацион соками, фруктами и овощами, а также включить в меню йогурты, витаминизированные продукты и мед.

    Ведь именно в детских садах ребенок получает большую часть своего рациона - не менее 70 процентов. Дети должны потреблять на завтрак пищу, содержащую 25 процентов от суточной калорийности, на обед - 40 процентов, на полдник - 15. Ужинают дети, естественно, дома.

    РГ: С началом школьной жизни потребление овощей, фруктов, мяса, рыбы, молока и молочных продуктов уменьшается на 10-15 процентов. Горячим питанием в начальной школе обеспечено 82 процента учащихся. В средней - 64 процента, в старшей - 51,2 процента.

    Попова: По данным Научного центра здоровья детей РАМН, эти цифры еще ниже - только 15-20 процентов школьников получают горячее питание. Многие дети, особенно из малообеспеченных и неблагополучных семей, лишены возможности нормально питаться дома. Не забудем и о том, что учащиеся проводят в образовательных учреждениях от 6 до 8 часов ежедневно. Потому питание в школе - важнейшее условие сохранения их здоровья и развития. Увы, но главным критерием при составлении меню в школьных столовых сегодня служит стоимость продуктов, а не физиологические потребности детей.

    По расчетам специалистов НИИ питания РАМН, школьный рацион должен обязательно состоять из завтрака и обеда. И обеспечивать соответственно 25 и 35 процентов суточной потребности в энергии. А по содержанию основных витаминов и минеральных веществ - 55-60 процентов. Очень важно, чтобы продукты прошли гигиеническую экспертизу, имели соответствующие разрешительные документы. Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (минимум пищевых добавок, специй и тугоплавких жиров).

    В идеале школьное питание должно включать горячий завтрак и обед, а для детей, посещающих группу продленного дня, и полдник. Типовые режимы питания могут меняться в зависимости от времени посещения занятий (первая или вторая смена), спортивных секций, кружков и прочего. Однако необходимо стремиться к тому, чтобы у ребенка вырабатывалась привычка есть в определенное время. Это очень важно.

    РГ: В 1996 году была установлена норма - 3 рубля в день на питание одного ученика. Официально она не менялась. Но очевидно же, что накормить детей на эти деньги невозможно!

    Попова: Сегодня средняя стоимость школьного обеда не превышает 20-25 рублей. Хотя в большинстве регионов России некоторым категориям учеников выделяются дополнительные средства: от 15 до 85 рублей в день на одного ребенка. "Льготные обеды" получают от 25 до 35 процентов от общего числа российских школьников. В национальный проект "Образование" специалисты предлагают ввести подпроект "Школьное питание". Скорее всего, он должен быть создан усилиями минобрнауки вместе с минздравсоцразвития, минсельхозом, минэкономразвития и минфином. Реализация первых пилотных проектов "Школьного питания" в пяти регионах России намечена на 2007-2009 годы. Минздравсоцразвития уже утвердил "Классификацию основных групп пищевых продуктов, используемых в школьном питании, по их пищевой ценности". Утвержден и "Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков в организованных коллективах".

    В Москве в некоторых школах обеды организованы по типу питания на борту самолета. Тут очень важна предварительная индивидуальная фасовка блюд (кроме первых) в герметичную тару. Их в готовом виде доставляют в контейнерах сразу на школьные пищеблоки. И потом разогревают. Зарекомендовали себя "шведские столы": они дают школьникам определенную свободу выбора, тем самым учитывая их индивидуальные физиологические особенности.

    Поделиться