Событие приурочено к заседанию Совета министров Союзного государства, которое состоится в ближайшие дни. По словам помощника руководителя Федеральной таможенной службы Владимира Мещерякова, это соглашение российские и белорусские таможенники по поручению своих правительств готовили больше полутора лет. И российская сторона представила его в срок. В Федеральной таможенной службе считают, что соглашение содержит большой конструктивный потенциал, так как регулирует юридические вопросы, связанные, например, с признанием гарантий российских банков по обеспечению уплаты таможенных платежей, выдачу разрешений на транзит товаров по территории Союзного государства, санкциями за нарушение условий транзита. Как сказал корреспонденту "РГ" Владимир Мещеряков, сегодня транзит из стран ЕС в Россию становится важнейшим приоритетом белорусской государственной политики, а весь транзитный коридор приводится в соответствие с требованиями Евросоюза.
Что касается таможенных взаимоотношений с Россией, то безупречными их не назовешь. В 1995 году было подписано соглашение о Таможенном союзе, потом торжественно закрыты таможенные пункты пропуска и выкорчеваны пограничные столбы. Однако в отсутствие таможенных барьеров российским таможенникам постоянно приходилось сдерживать натиск товаров третьих стран, поступающих с белорусской территории. Алкоголь, сигареты, автомобили, сахар, продукты питания хлынули в Россию рекой по заниженным ставкам и без пошлин. А реальные таможенные платежи, уплаченные импортерами, оседали в бюджете Белоруссии. С трудом, но ситуацию скрытого дотирования белорусской экономики России удалось преодолеть. С 2000 года постановлением российского правительства были установлены жесткие ограничения на пути товаров из третьих стран, выпущенных в Белоруссии в свободное обращение. Например, Россия ввела удостоверения временного ввоза иностранных автомобилей, зарегистрированных в Белоруссии. Сегодня это один из самых "болевых" и спорных моментов. Как стало известно "РГ", на Совете министров Союзного государства МИД Белоруссии намерен вновь заострить болезненный для России вопрос об отмене удостоверений временного ввоза иностранных автомобилей. Однако, по мнению российских экспертов, это поставит наших производителей автомобилей, в том числе иностранные компании, работающие в России по промышленной сборке, в заведомо неконкурентное положение. Ведь риск проникновения на емкий российский рынок дешевых иномарок, произведенных в третьих странах, увеличится сразу в несколько раз.
Между тем нельзя сказать, что Россия игнорирует пожелания белорусской стороны. В марте была достигнута договоренность о том, что Россия перестанет на "границе" с Белоруссией взимать сбор в 100 рублей при выдаче удостоверений временного ввоза транспортных средств. Однако это послабление не помогло - в последнее время нажим белорусской стороны об отмене выдачи таких удостоверений ощущается все отчетливей.
Владимир Мещеряков напомнил, что сначала таких удостоверений не было, да они и не были нужны. Но в Белоруссии единые с Россией ставки продержались от силы три месяца. А потом в одностороннем порядке стали снова снижаться. Таким образом, Россия была вынуждена ввести удостоверения временного ввоза, чтобы защитить свой рынок. Например, по иномаркам моложе трех лет, ввозимым физическими лицами, этот разрыв составляет от 4 до 26 раз, по машинам в возрасте от 3 до 7 лет ставки в Белоруссии в 2-4 раза ниже, чем в России. Кроме того, недавно в Белоруссии отменены акцизы и НДС на легковые автомобили, микроавтобусы, грузовики, ввозимые индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. В итоге получается, что, например, при ввозе в Белоруссию "Ауди" 2005 года выпуска объемом двигателя 2000 куб. см и стоимостью 31 900 долларов белорусские граждане платят в республиканский бюджет пошлину в 1850 долларов, что в 9 раз меньше суммы таможенных платежей, рассчитанных исходя из российского законодательства.
"Применение более льготных, чем в России, таможенных платежей ведет к множеству рисков", - говорит Мещеряков. Импорт легковых автомобилей в Россию в первом квартале 2007 года по сравнению с первым кварталом 2006 года вырос на 80 процентов по стоимости и почти на 65 процентов по количеству. По его словам, в этих условиях отменить регистрацию удостоверений - задача заведомо невыполнимая. Хотя поставить вопрос перед правительством об отмене регистрации возможно. Но для этого все должно вернуться на круги своя - ставки таможенных пошлин двух государств должны быть унифицированы. И это не "частный вопрос" ввоза товаров. По мнению экспертов, общее будущее Союзного государства вполне реально, если произойдет интеграция двух экономик, в том числе и на основе выстраивания единых внешних таможенных тарифов.
Зимой этого года острая таможенная ситуация, связанная и с перемещением личного автотранспорта, и с товарами из стран ЕС по территории Союзного государства, балансировала на грани обострения. Белорусские таможенники сначала "зажали" калининградский транзит, предъявляя необоснованные претензии по документам. Затем в одностороннем порядке приостановили действие договоренности о гарантийных сертификатах, которые выдают таможенники российским гражданам, которые через Белоруссию перегоняют в Россию купленные в Европе машины. Вместо этого белорусы потребовали от россиян либо вносить деньги под обеспечение полных таможенных платежей в белорусский бюджет, либо оплачивать по 500 евро за таможенное сопровождение каждой иномарки. Вскоре, впрочем, ситуация нормализовалась. Как и исчерпал себя многолетний острый таможенный конфликт по поводу тотальной конфискации на территории Белоруссии товаров, доставляемых российскими перевозчиками. Ежегодно белорусские таможенники по разным причинам конфисковывали российских товаров на 80 миллионов долларов. А эти товары за копейки с успехом продавались в Белоруссии через специальные магазины. Тогда российские и иностранные перевозчики вынуждены были "уйти" на другие направления - Литву, Латвию, Украину. В итоге белорусский бюджет потерял больше, чем получал при реализации конфискованного российского транзита. И только когда президент Александр Лукашенко издал отдельный Указ об обеспечении свободы транзита, ситуация нормализовалась. А Белоруссия вернула утраченный объем транзита через свою территорию. Таких "шишек" за историю Таможенного союза было набито немало. Однако при взаимном желании все спорные вопросы можно урегулировать. И подписание соглашения о транзите товаров, перемещаемых под контролем таможенных органов обеих стран, сделает этот процесс менее болезненным и затяжным.