Хозяин саммита - президент Египта Хосни Мубарак - принимает израильского премьера Эхуда Ольмерта, короля Иордании Абдаллу II и главу Палестинской автономии Махмуда Аббаса. Тема совещания в верхах - поддержка чрезвычайного правительства ПА, сформированного после насильственного захвата власти в секторе Газа экстремистским крылом исламской группировки ХАМАС.
С этой проблемой связана другая тема переговоров - попытка выработать некий совместный подход к группировке ХАМАС.
Значение встречи намного превосходит символический жест - рукопожатие Эхуда Ольмерта и Махмуда Аббаса. Она может стать поворотным пунктом развития событий в регионе. Премьер Израиля уже объявил, что в качестве жеста доброй воли из израильских тюрем в ближайшее время будут освобождены 250 членов организации ФАТХ, руки которых не обагряны кровью израильтян. Кроме того, Израиль выразил готовность начать переводить на счета нового палестинского правительства средства, накопленные в результаты отчисления налогов с зарплаты работающих в еврейском государстве палестинцев, и таможенные сборы с товаров, пересекающих границу автономии.
Эхуд Ольмерт обратился также к Хосни Мубараку с просьбой возобновить посреднические усилия по освобождению из плена, как предполагается, в обмен на палестинских заключенных, трех израильских военнослужащих.
Двое из них были захвачены боевиками ливанской шиитской организации "Хезболла", что формально послужило поводом для израильской операции на юге Ливана летом прошлого года. Третий же - капрал Гилад Шалит вот уже год находится в руках боевиков так называемой "армии ислама". Где-то на территории сектора Газа. В Израиле новый всплеск эмоций вызвало опубликованное в Интернете обращение капрала к израильским властям с просьбой освободить палестинских заключенных и таким образом обеспечить ему выход на свободу, поскольку его здоровье серьезно подорвано.
В целом, местные наблюдатели сходятся во мнении, что разговор в Шарм эль-Шейхе отнюдь не прост. Именно на этом саммите в случае его успешного завершения могут проявиться столь необходимые точки соприкосновения, способные стимулировать процесс ближневосточного урегулирования.
Естественно, первой точкой - точкой отправления - должны стать элементарные меры по установлению минимального уровня доверия между сторонами. И объявленные Ольмертом шаги идут именно в этом направлении.
Накануне четырехстороннего саммита министр иностранных дел Израиля Ципи Ливни выступила с лекцией для местной элиты и журналистского корпуса, на которой присутствовал и ваш корреспондент. Там она профессионально четко сформулировала позицию своей страны по отношению к последним событиям и перспективам развития ситуации.
По ее мнению, на нынешнем этапе конфликт является уже не чисто национальным, но и религиозным, а значит, гораздо сложнее поддающимся урегулированию.Базы мусульманского фундаментализма сформированы "Хезболлой" на северной границе Израиля и ХАМАСом на южной границе еврейского государства, пользуются всемерной поддержкой Ирана. А ведь из Тегерана исходит угроза не только еврейскому государству, но и арабским умеренным режимам, особенно в районе Персидского залива.
Таким образом, в противостоянии исламскому радикализму и иранской угрозе намечается совпадение интересов умеренных сил арабского мира, прежде всего Египта, Иордании, государств Залива, и Израиля. А это может послужить основой для принципиальных договоренностей и по ближневосточному урегулированию. Не вызывает сомнения, что это урегулирование должно предусматривать сосуществование бок о бок двух суверенных независимых государств - Израиля и Палестины.
Теперь, по словам Ливни, Израиль может решать вопросы безопасности с новым правительством Саляма Файяда. Это реальный шанс на прорыв в деле урегулирования и упустить его нельзя, убеждена Ливни. Но, по ее словам, без компромиссов с обеих сторон здесь не обойтись. Согласие с умеренными силами среди палестинцев возможно и необходимо, считает Ливни. Однако остается вопрос - смогут ли они претворить в жизнь согласованные положения?
У Израиля имеются такие рычаги воздействия на ситуацию, как предоставление палестинцам денег, оружия, облегчение их повседневной жизни. В том числе путем ликвидации значительного числа блокпостов на территории Палестинской автономии. Наконец, открытие дипломатической перспективы с прицелом на окончательное урегулирование, но не за счет безопасности Израиля.
В отношении сектора Газа, по ее словам, видимо, надо подождать, реагируя соответствующим образом на враждебные вылазки экстремистов. С властями же на Западном берегу следует активно сотрудничать.
Условия израильских уступок, причем весьма существенных - демилитаризация автономии и возможное присутствие на ее территории иностранных наблюдателей. Естественно, многое будет зависеть от гибкой реалистичной позиции палестинской стороны. Времени терять нельзя, необходимо срочно воспользоваться всеми доступными элементами и инструментарием, в том числе почерпнутым из "Дорожной карты".
Разница между Газой и Западным берегом, как считает министр, должна наглядно продемонстрировать палестинцам, что лучше - наличие и террор или политика мира и сотрудничества. Что касается ХАМАСа, то его, по мнению министра, скорее всего, сменят в следующих выборах, если они, конечно, состоятся.
Израиль после мирной саудовской инициативы ведет диалог с Лигой арабских государств и предлагает им открывать свои представительства в Израиле. Международное сообщество, по мнению министра, должно однозначно поддержать Махмуда Аббаса и ни в коем случае не признавать мини-государства ХАМАСа. Палестинцы же со своей стороны должны отойти от жесткой схемы категорических требований.