Российская газета | В общественном сознании изменение звания Герой Советского Союза на Герой России произошло довольно безболезненно и с пониманием исторической логики: не стало одного государства - СССР, появилось новое - Российская Федерация, эта логика соответственно и "отредактировала" звание.
Валерий Бурков | Что касается общественного статуса Героев, вы правы, с момента учреждения звания "Герой Российской Федерации" большинство россиян продолжают считать его самой высокой государственной наградой, и нам очень дорого такое отношение людей.
А вот статут звания, как и любой государственной награды, устанавливается властью и, по сути, выражает ее отношение к героизму как таковому, ее оценку подвига, совершаемого гражданином во имя Отчизны. И начиная с Екатерины II, учредившей орден Святого Георгия - высшую военную награду, - государство Российское, вплоть до распада СССР, держало традицию высочайшей государственной оценки геройства.
РГ | Но ведь и новая Россия, отказавшись от наград уже несуществующего СССР, без геройского звания не осталась.
Бурков | Да, но сначала звание Героя вообще хотели упразднить - как один из атрибутов советской власти. Добиться его сохранения в системе государственных наград России тогда удалось - было введено звание Героя РФ. Но, к сожалению, не удалось сохранить его высший статут. По каким-то идеологическим соображениям звание Героя России, в отличие от звания Героя Советского Союза, было лишено статута самой высокой государственной награды. В табели о рангах государственных наград "Золотая Звезда" Героя теперь стоит после всех орденов.
Мы предлагаем: давайте придадим званию Героя России юридический статут высшей воинской награды, высшей степени отличия.
РГ | Что для этого потребуется?
Бурков | Как нам написали эксперты из Института военной истории Минобороны России, совсем немного: внести в закон 92-го года, установивший это звание, поправку ровно в четыре слова - "как высшая степень отличия", а в Положении о государственных наградах Российской Федерации медаль "Золотая Звезда" поставить на первое место, перед перечнем орденов и медалей.
По сути, это станет признанием государства в том, что готовность гражданина пожертвовать ради Отечества высшей ценностью - собственной жизнью - и оценивается им, государством, высшей степенью его благодарности человеку, совершившему подвиг. В царской России Героев Отечества знала и почитала вся страна. О Героях Советского Союза писали книги, снимали фильмы, плакаты о Героях-"афганцах" висели в каждой школе. А сегодня пропаганда подвигов Героев перестала быть делом государственной важности. Редактор одной из газет как-то рассказал: в ответ на редакционный запрос в компетентный орган о предоставлении информации о Героях Советского Союза и Героях России им сообщили, что эти сведения являются закрытыми.
Сегодня у Героев нет экономических претензий к правительству. Другое дело, отношение государства в принципе к героизму, к подвигу - вот что вызывает боль и печаль. Мы за то, чтобы государство возвеличивало Подвиг, воспитывало на нем молодежь. Есть такая теория успешности. Она очень хорошо применяется в Америке. Так вот, Герой - это то звание, которое в рамках этой теории в нашей стране могло бы очень эффективно использоваться для воспитания новых поколений. Чего сегодня, увы, не происходит.
Справка "РГ"
На сегодняшний день звания Героя Российской Федерации удостоены 862 человека. 337 из них - посмертно.