04.06.2007 01:05
    Поделиться

    Почему дети-инвалиды сидят в четырех стенах

    В Москве, по сути, не живут, а выживают чуть больше 26 тысяч детей-инвалидов. Они обречены на хождения по мукам в течение многих месяцев из-за действующей федеральной системы получения средств реабилитации.

    Утомительный путь: от получения карты индивидуальной программы до ортопедического завода, где выдают нужное техническое средство, протез или специальную обувь, обходится для детей-инвалидов слишком дорого. Упущенные в очередях месяцы лишают их шанса своевременно победить недуг.

    По этой причине в Международный день защиты детей комиссия Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям собрала более десятка экспертов на заседание "круглого стола" по теме: "О реабилитации детей с ограничениями жизнедеятельности и оказании им протезно-ортопедической помощи".

    Многочисленные обращения родителей детей-инвалидов и специалистов в области детского протезирования в Мосгордуму сводятся к тому, что новый порядок оплаты детских протезно-ортопедических работ не помогает, а мешает детям встать на ноги в прямом смысле. С одной стороны - мешает бумажная волокита, а с другой - отсутствие выбора качественных протезов и колясок. Дело в том, что в ходе тендерных торгов отбирают производителей менее дорогих, но в то же время и менее качественных средств реабилитации. А между тем использование протезно-ортопедических изделий низкого качества, по данным врачей-специалистов, приводит к тяжелым вторичным деформациям опорно-двигательного аппарата у детей и требует впоследствии длительного и дорогостоящего лечения. Получается, что этот прин-цип ценовых приоритетов при выборе протезного завода в итоге еще больше подрывает здоровье детей-инвалидов.

    "Изделия, которые делают 3-4 месяца для детей, нуждающихся в срочной реабилитации, теряют всякий смысл, так как детский организм растет, и, следовательно, протезы надо менять часто, иначе мы калечим и без того больных детей, - горячится Борис Спивак, заведующий детским ортопедическим отделением ФГУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минздравсоцразвития России, - а плохие протезы надо заменять вообще до окончания срока годности, но по действующим нормативам это сделать невозможно.

    Московские депутаты тут же задали встречный вопрос: кому как не вам менять порядки, вы же и есть одна из федеральных структур?! На что Спивак отметил, что, будучи внутри этой структуры, куда сложнее ее изменить. Однако предложил депутатам помочь ввести в практику открытый единый прейскурант цен на ортопедические изделия хотя бы по Москве, чтобы производителя отбирали по качеству, а не по цене.

    Свои предложения на тему "Как упростить жизнь маленьким страдальцам" предложила и Галина Кривушкина, управляющая Московским региональным отделением фонда социального страхования РФ. Она выступает за то, чтобы цены утверждались одновременно с перечнем ортопедических средств. Но, по ее словам, необходимо, кроме прочего, дать возможность родителям ребенка-инвалида дать возможность самим выбрать производителя того или иного изделия. А для этого им надо дать полный перечень фирм, аккредитованный фондом на изготовлении того или иного нужного им средства.

    Ну а дальше дело за родителями: кому доверяют, туда и пойдут за протезом. Напомним, что сейчас за них решают, где получать коляску, протез, обувь для их ребенка. Причем чтобы все было честно и чисто, Кривушкина предложила разработать пластиковую карточку (по аналогии с полисом), которой родитель и будет голосовать за того или иного производителя.

    Но пока это только прожекты. А дети, как известно, растут и ждать не могут. Как выяснилось, особенно остро стоит вопрос с обучением детей-инвалидов. Более половины из них - свыше 13 тысяч, как раз школьного возраста. Сложность в том, что все они лишены нормального живого общения с ровесниками зачастую только потому, что общеобразовательные школы не оборудованы так, чтобы колясочник мог свободно заезжать с этажа на этаж. Сегодня лишь 500 школ модернизированы под возможности ребят с ограниченными физическими возможностями. Правда, к 2009 году в департаменте образования обещали переоборудовать еще 800 школ. А пока чиновники найдут деньги и время, придется обучаться на дому.

    Председатель комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев попал точно "в яблочко", когда вслух выразил предположение: "Выходит, что в Москве на ребенка, остро нуждающего в ортопедическом лечении, лучше вообще не оформлять инвалидность, чтобы его могли вовремя вылечить в столичных больницах?"

    Эксперты, как ни странно, подтвердили в Международный день защиты детей, что пока он вполне прав: инвалидность только мешает помочь ребенку хоть как-то облегчить страдания.

    Поделиться