Как оно было на самом деле, кто прав, кто виноват, окончательно решат прокуратура и суд, в том числе, если потребуется, Конституционный. Только тогда официально назовут пострадавших и накажут виновных.
Но МВД России уже сейчас готово к открытому диалогу с гражданами.
Официальные представители МВД пригласили журналистов на открытый диалог по поводу событий, вызвавших такую шумовую волну. Начальник управления общественных связей МВД России полковник милиции Валерий Грибакин предложил представителям российских и зарубежных СМИ детально разобраться, как вели себя манифестанты и в каких условиях и какими методами действовала милиция. Представитель МВД подробно и, как признали многие журналисты, объективно рассказал о том, что произошло на улицах трех российских городов. Причем сделал это тогда, когда уже несколько улеглись эмоции и информационные страсти и стало возможным относительно спокойно поговорить о происшедшем.
Валерий Грибакин откровенно признал, что его главная цель - внести ясность в ту противоречивую информацию, которая до сих пор широко тиражируется.
Разговор шел в основном о событиях, связанных с так называемыми "Маршами несогласных" в Москве 14 апреля, Санкт-Петербурге 15 апреля и Нижнем Новгороде 24 марта. Мы не случайно так четко подчеркиваем даты и места событий - все это очень важно для предстоящих судебных разбирательств.
Что важно: полковник сразу же, чтобы не было кривотолков, просветил несведущих и напомнил знатокам юридическую информацию о том, как следует по российским законам организовывать и проводить самые разные митинги и шествия. Что при этом должны или имеют право делать администрация и милиция. И что очень важно - сами граждане, как митингующие, так и ни в чем не участвующие.
Любопытно, что милиции досталась самая последняя и, как обычно, неблагодарная роль - следить за общественным порядком и охранять всех от всех. И это при том, что решение разрешить или запретить политическую акцию, более того - как ее организовать и провести, принимали отнюдь не люди в милицейских погонах, а местные власти.
Грибакин процитировал наизусть с полдесятка статей федеральных законов и даже Конституции, регламентирующие действия милиции.
А дальше пошли факты - кто и как статьи этих самых законов выполнял. Повторимся, окончательное резюме вынесут судьи. Но все-таки: по словам представителя МВД, участники митингов и шествий искренне постарались, чтобы спровоцировать милицию на применение силы. Причем, что кажется несколько странным, порой милиционеры даже вели себя сдержаннее, чем им было позволено.
Вот примеры. Общее в заявках на акции было то, что организаторы митингов сознательно завысили количество участников. Понятно, что в соответствии с этим и милиция выставила определенное количество сотрудников в оцепление. Кроме того, организаторы акций указали именно те места и маршруты, которые должны были непременно создать трудности в движении городского транспорта да и просто отдыха людей. Наверное, водителю, застрявшему в субботу или в воскресенье в многочасовой пробке, были бы совершенно безразличны политические мотивы, которые к этому привели.
Странно, но шествие, например в Нижнем Новгороде, организаторы попытались провести именно в тот день и на том месте, где городская администрация и общественность устроили свой праздник - "Город мастеров". Митингующим предложили площадь Ленина. Кто в курсе, в советское время именем вождя пролетариата называли лучшие площади и улицы. Но "несогласным" почему-то захотелось пройти именно по местам чужого праздника.
Полковник Грибакин подробно рассказал, приводя многочисленные примеры, как "несогласные" маршировали по Москве и Санкт-Петербургу. По его словам, они нарушили очень многие нормы, регламентирующие по федеральным законам проведение подобных акций: шли по маршрутам, не согласованным с местными властями, перекрывали движение, мешали гражданам, призывали к противоправным действиям и откровенно провоцировали милицию. Даже затевали драки.
Грибакин рассказал и об откровенных провокациях, которые организовали возглавившие акции известные политики и депутаты Госдумы. Звучали в усилители призывы силой отбить у милиции задержанных товарищей. То есть откровенно подталкивали толпу к нападению на представителей власти.
Более того, только лишь призывами провокаторы не ограничились. Валерий Грибакин рассказал о случаях, когда марширующие ставили в первых рядах женщин, стариков и инвалидов, а сразу же за ними - своих штурмовиков. По милицейским оперативным данным, многие спортивного вида парни приехали из стран Содружества, в том числе из Украины. Кстати, как рассказали корреспонденту "Российской газеты" в МВД, в Подмосковье задержан автобус с такими "волонтерами" - по сути, незаконными мигрантами.
Эти "иностранные добровольцы" и затевали драки с оцеплением.
Впрочем, как рассказал полковник Валерий Грибакин, иные провокаторы талантливо изображали пострадавших журналистов. Известно, что пресс-служба МВД и ГУВД Москвы подробно объясняла меры безопасности при освещении таких масштабных политических акций. Но провокаторы прибыли с муляжами фото- и даже видеокамер, поддельными удостоверениями известных изданий и телеканалов. И в "нужный" момент атаковали милиционеров. Понятно, что получали отпор. А затем в прессе тиражировались сцены избиения представителей СМИ. Одними из самых активных участников беспорядков были члены запрещенной организации - нацболы.
Самое главное, по словам представителя МВД, милиция пыталась даже не столько остановить незаконные действия "несогласных", сколько помочь другим людям, которые не участвуют ни в каких политических акциях.
Между тем
Вчера в центре Москвы были задержаны пятеро граждан. По мнению представителя ГУВД столицы, они пытались провести несанкционированное шествие в районе Рождественского бульвара.
Все они были доставлены в ОВД Красносельское. После объяснений задержанные были отпущены. А всего в акции участвовали около двадцати человек.
Среди участников "прогулки" был руководитель движения "За права человека" Лев Пономарев, который назвал эту акцию "экскурсией по тем местам, где неделю назад проходил "Марш несогласных". Завершилась эта "прогулка" у Чистых прудов около памятника Грибоедову. Они не несли никаких плакатов и рассказывали друг другу о событиях недельной давности. На Трубной площади и вдоль Рождественского бульвара дежурили автобусы с бойцами ОМОНа.