Создается впечатление, что жилищно-коммунальная система сопротивляется реформированию с упорством 300 спартанцев. В ответ 18 апреля около 300 человек, небезразличных к судьбе ЖКХ, собрались в малом зале Государственной Думы на парламентские слушания, посвященные совершенствованию законодательства в области реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Слушания были организованы Комитетом Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. Через два часа в зале осталось около 50 человек, выстоявших перед жилищно-коммунальными проблемами.
А проблемы действительно сложные, а ситуация драматичная. Председатель Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум признал, что позитивные изменения в ЖКХ происходят, но очень медленно. Перед отраслью стоят задачи по финансовому оздоровлению предприятий ЖКХ, внедрению рыночных отношений и привлечению частного бизнеса, а также внедрению новых технологий.
С финансовым оздоровлением ситуация постепенно проясняется. В Госдуму уже внесен закон о финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ, который, правда, не решает всех проблем.
В области привлечения частного бизнеса все обстоит гораздо драматичнее. По признанию заместителя руководителя Росстроя Ольги Серовой, на сегодняшний день ЖКХ является непривлекательным сектором для инвесторов, которые не имеют четкого представления о сроках и источниках получения прибыли. Общий износ трубопроводной инфраструктуры составил около 65 процентов. Количество аварий за последние 10 лет возросло примерно в 5 раз. По данным заместителя министра регионального развития РФ Юрия Тыртышова, доля убыточных предприятий отрасли составляет 60 процентов.
Коммунальная сфера непривлекательна и в области управления многоквартирными домами. Частный бизнес не спешит осваивать рынок предоставления жилищно-коммунальных услуг из-за отсутствия гарантий получения прибыли. В свою очередь, жильцов многоквартирных домов беспокоит отсутствие гарантий состоятельности и надежности частных управляющих компаний.
Управляющие компании по жилищному законодательству оказывают весь спектр услуг - и управляют домом (проводят ремонт подъездов и оборудования, уборку придомовой территории, лифтов и т.п.), и оказывают коммунальные услуги. Вице-президент Российского газового общества Олег Жилин особо обратил внимание собравшихся на проблемы, возникающие в снабжении энергоресурсами с приходом частных управляющих компаний. По его словам, нормы жилищного законодательства, регулирующие вопросы оказания коммунальных услуг, не носят системного характера, сложны в правоприменении. Олег Жилин отметил, что управляющая компания не производит переработку ресурсов, а осуществляет их перепродажу населению. В этом качестве она становится посредником. Создание еще одного посредника в цепочке снабжения жизненно важными ресурсами, отсутствие четких гарантий состоятельности управляющих компаний открывают доступ на рынок компаниям-однодневкам. В результате такие компании могут собрать деньги за коммунальные ресурсы и исчезнуть, расплачиваться в прямом и переносном смысле придется населению и ресурсоснабжающим организациям. Кроме того, в качестве сборщика коммунальных платежей управляющая компания будет нести расходы на содержание штата абонентского отдела, на банковские услуги, покупку канцелярских принадлежностей. Плата за управление, за счет которой будут покрываться названные расходы, государством не регулируется. Регулировать ее будут управляющие компании, а платить - население.
По мнению Олега Жилина, необходимо внести изменения в Жилищный кодекс и на законодательном уровне разграничить управление жилым фондом и снабжение энергоресурсами. Управляющие компании должны управлять жилищным фондом. А снабжать население ресурсами (газ, тепло, вода) должны профильные ресурсоснабжающие организации.
Пока же в ситуации отсутствия четкого регулирования сферы предоставления коммунальных услуг, нерешенности проблемы капитального ремонта коммунальная драма может превратиться в драму социальную.
В ходе парламентских слушаний было предложено выработать ряд рекомендаций российским органам власти для совершенствования системы мер по реформированию ЖКХ. Закрывая слушания, депутат Госдумы Владимир Смоленский призвал власть не оставаться в стороне. Главное, по его словам, - защита потребителей. Потребитель должен быть защищен на 100 процентов. Оставшиеся парламентарии поддержали его в этом на все сто.