И хотя у ученых еще нет полных данных о скорости распространения незарегистрированных браков, невооруженным глазом видно, что их становится все больше. Почему это происходит? Может ли гражданский брак серьезно потеснить официальный? Мы попытались разобраться в этом вместе с психологами и социологами.
Неофициальные ценности
28-летняя пиар-менеджер Мария Родина познакомилась со своим будущим гражданским мужем Артемом в университете: он был ее однокурсником. На втором курсе молодые люди стали встречаться, а года через полтора решили жить вместе. Неофициальный брак молодых людей длился шесть лет. "Сначала мы не женились, потому что просто были маленькие, - вспоминает Мария. - Потом как-то не думалось об этом. Потом подумалось, но тут у нас случился довольно большой раздор. Потом наступил период, когда, как это ни парадоксально звучит, некогда было. При этом никто из нас никогда не говорил "я против свадьбы" или "нам такие условности ни к чему". Артем повсюду называл меня женой. Может быть, ему было и так комфортно. А я в какой-то момент тоже не смогла для себя ответить, зачем же мне нужен штамп, поэтому и не настаивала". На седьмом году совместной жизни молодые люди все-таки расписались. При этом никакой внешней причины для этого не было. "Артем просто сказал: хочу в ЗАГС", - смеется Мария.
Незарегистрированные браки - явление для нашей страны далеко не новое. Они существовали на всем протяжении советской истории, просто сначала их никто не считал, а потом говорить о них было не принято. А главное - штамп в паспорте был необходим человеку для более комфортного существования в советском обществе - для партийной и служебной карьеры, выезда за рубеж. С начала 90-х годов эти причины практически перестали быть актуальны и число браков стало уменьшаться. "В 2002 году по сравнению с переписью 1989 года снизилось количество зарегистрированных браков, а число людей, никогда не состоявших в браке, увеличилось на 40 процентов", - говорит социолог фонда "Общественное мнение" Елена Вовк. Однако, по ее мнению, уменьшение числа зарегистрированных браков компенсировалось ростом доли неофициальных союзов (в научной терминологии - сожительств).
Впервые официальные данные о распространенности незарегистрированных союзов в масштабах всей страны были получены во время переписи 2002 года. Переписной лист содержал не только вопрос о том, состоит гражданин в браке или нет, но и зарегистрирован ли этот брак. Выяснилось, что примерно 10 процентов заявленных браков не зарегистрированы.
Исследования социологов свидетельствуют, что вопреки распространенному убеждению гражданские браки - это не только "молодежное увлечение".
- Незарегистрированные отношения есть во всех возрастах, но в разных соотношениях, - говорит Елена Вовк. - Зависимость примерно такая: в молодом возрасте соотношение зарегистрированных и незарегистрированных браков 50 на 50, в более старших возрастных группах доля сожительств снижается. Чем люди старше, тем меньше становится сожительств.
По словам Вовк, статистика свидетельствует, что чаще всего после трех-пяти лет жизни в гражданском браке пара либо распадается, либо регистрирует свой союз. Однако считать гражданский брак только репетицией брака официального было бы неправильно. "Для одних сожительство - это полноценная замена брачному союзу. Для других - это "пробный" брак, возможность проверить прочность чувств и совместимость характеров. Для третьих - возможность лучше узнать друг друга, чтобы впоследствии принять или не принять решение о браке с полной ответственностью. Для четвертых сожительство - это до определенного срока удобный, но не заменяющий брак способ быть с близким человеком", - говорит социолог.
Сила символа
Наблюдатели "со стороны" часто клеймят нерасписанные пары безответственными и распущенными. Однако Елена Вовк в безответственность или распущенность как причину существования незарегистрированных браков не верит.
- Когда люди смотрят на пару "снаружи", у них нет другого способа понять, насколько серьезны их отношения, кроме как увидеть регистрацию брака, - говорит она. - У многих сейчас есть опыт собственных сожительств, сожительств знакомых, детей, и с распространением этой модели представление о том, что это неполноценные отношения, снижается. Но остается некая заноза: раз они отношения не регистрируют, значит, к чему-то пока не готовы. Однако сами люди, живущие в гражданских браках, говорят, что у них точно такая же ответственность друг перед другом. Трудно представить, что люди, прожившие вместе три года, вдруг разбегутся за один день.
Однако член правления Общества семейных консультантов и терапевтов Гражина Будинайте считает, что степень ответственности партнеров в официальном и неофициальном браке все-таки различается.
- Есть ощущение, что в гражданском браке партнеры инстинктивно избегают психологической ответственности друг перед другом, - говорит она. - Это не означает, что официальный брак счастливее, чем гражданский. Однако устойчивость брака все-таки находится в некоторой зависимости от того, зарегистрирован он или нет. В зарегистрированном браке люди вступают в юридические отношения друг с другом, и сам факт того, что так же юридически придется регулировать разрыв, вероятно, во многом предотвращает спонтанные расставания.
Она также указывает на то, что, несмотря на уверения людей о том, что штамп ничего не изменит, символические действия вроде официальной регистрации, венчания, заключения брачного контракта влияют на отношения внутри пары. В случае с регистрацией брака Будинайте определяет эти изменения как возросшую ответственность по отношению друг к другу и появление новых добровольных обязательств, которые молодые супруги берут на себя.
В роли несвободной жены
Однако эти обязательства могут быть не только добровольными, но и навязываемыми традиционной моделью семьи. Нежелание соответствовать заданной извне роли - это тоже одна из причин выбора в пользу незарегистрированного брака.
- Видимо, брак - это некая жестко установленная культурная модель: вот что должна делать жена, а вот что - муж, - говорит Елена Вовк. - Незарегистрированные отношения все-таки предполагают несколько большую личную автономию и возможность договариваться.
Появившаяся у женщин возможность самой заработать на себя и своего ребенка также способствует распространению сожительств.
- Если раньше женщина просто не могла прокормить себя и детей и была вынуждена подчиняться мужниной власти, сейчас она может сказать ему: знаешь, дорогой, я вполне могу сама себя обеспечить, если хочешь - давай договариваться, если нет - извини, до свидания, - объясняет Елена Вовк.
Среди причин нелюбви к пресловутому "штампу" Вовк называет и неудачный опыт официального брака.
- Моя подруга сейчас живет в гражданском браке с человеком, который уже прошел через официальный брак, - рассказывает 25-летняя Анна Николаева. - Сначала у них были очень странные отношения: он ей не доверял, декларировал нежелание жениться, не давал денег, хотя по природе не жаден. Оказалось, что его предыдущая жена жила с ним только ради денег и вела себя не совсем адекватно, считая, что раз женился - уже никуда не денется. Поэтому второй раз он решил вовсе не жениться, чтобы его гражданская жена чувствовала ограничения в правах и нестабильность ситуации. Когда же он понял, что новая жена действительно его любит и ценит, он стал совсем другим человеком. Сейчас у них уже родился ребенок, они собираются покупать в кредит квартиру побольше. Правда, расписаться не планируют. Первая женитьба отвратила его от института брака.
К наступлению беременности, которая раньше почти безоговорочно вынуждала партнеров отправиться в ЗАГС, гражданские супруги стали относиться гораздо спокойнее. В 2004 году 30 процентов детей в России родились вне брака, причем почти в половине случаев у ребенка был юридический отец. Здесь речь скорее всего идет именно о "фактических браках".
- Если раньше беременность была причиной для скорейшей регистрации брака, то сейчас, наоборот, женщины нередко откладывают регистрацию отношений, говоря: "Я не хочу, чтобы он женился на мне только из-за ребенка", - отмечает эту тенденцию и Елена Вовк. - В среднем не незапланированная беременность, а именно решение завести ребенка становится одной из причин регистрации отношений.
Вместе врозь
28-летняя переводчица Тамила Шмакова и 27-летний химик Сергей Куликов встречаются уже два года. Они говорят о себе, что "они вместе", хотя до сих пор живут порознь.
По словам Тамилы, причина этого - жилищный вопрос.
- У меня есть ярко выраженная потребность иногда побыть одной, кроме того, у нас разный режим дня: мне иногда надо встать в шесть утра и сесть за компьютер, а Сереже это страшно мешает, - говорит она. - Мы бы поселились вместе, если бы могли снять двухкомнатную квартиру. Но пока такой возможности нет. Но у нас нет сомнений, что мы и дальше будем вместе. В перспективе планируем пожениться.
Отношения Тамилы и Сергея - пример "гостевого брака", еще одной формы неофициальных союзов, обнаруженной учеными лет 10-15 назад. Состоящие в гостевых браках люди не только не расписаны, они даже периодически или постоянно живут порознь. "У них очень тесные эмоциональные отношения, нет сексуальных партнеров "на стороне", возможно, существует какой-то общий бюджет и долговременные планы, - описывает эти союзы Елена Вовк. - Они сами считают себя общностью, но пока им по каким-то причинам удобнее жить отдельно". Согласно исследованию ФОМ, в гостевых браках состоят около 7 процентов россиян старше 18 лет.
Итак, останется ли традиционный брак преобладающей моделью или незарегистрированные союзы продолжат отвоевывать у него позиции? Елена Вовк настроена оптимистично. "Последние 10-20 лет отношения внутри традиционного брака становятся все более равноправными, - говорит она. - Возможно, по мере эгалитаризации брака (большего равноправия партнеров) одна из причин привлекательности сожительства исчезнет. Но основное различие продолжит играть свою роль: сожительство - это договор частный, никого, кроме двоих, не касающийся, брак - это договор с обществом, затрагивающий в том числе и детей".
комментарий
Павел Попов, ЮРИСТ КОЛЛЕГИИ АДВОКАТОВ "КНЯЗЕВ И ПАРТНЕРЫ":
- Преимущество в гражданском браке я вижу только одно: люди могут разойтись в любой момент без формальных проволочек. А все имущественные и неимущественные права и обязанности возникают у супругов только с момента вступления в официальный брак в органах ЗАГС. Например, право на наследование по закону, когда муж или жена в случае смерти одного из супругов являются наследниками первой очереди, или право на раздел совместно нажитого имущества в равных долях вне зависимости от того, кто из супругов работал, а кто занимался домашним хозяйством. А в гражданском браке человеку нужно будет доказать, что именно его средства пошли на приобретение того или иного имущества. Кроме того, официальный супруг, который был нетрудоспособен на момент развода или стал нетрудоспособным в течение года с момента расторжения брака, имеет право на алименты от бывшего мужа или жены.
Что касается детей, то мать может записать своего супруга отцом ребенка только на основании того, что ребенок рожден в официальном браке. В гражданском браке отец должен написать заявление в органы ЗАГС. В случае если отец ребенка этого не сделает, женщине придется обращаться в суд с иском об установлении отцовства, чтобы потом иметь возможность получить с этого человека алименты или сделать ребенка его законным наследником.
Есть еще и такой момент, как конституционное право не свидетельствовать против себя и близких родственников, в том числе своего супруга. На гражданские пары это правило не распространяется.
Наталья Коныгина
Вопрос дня
Как вы относитесь к гражданским бракам?
Галина Хомчик, ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦА БАРДОВСКИХ ПЕСЕН:
- Нормально. Не отрицательно. Сама я в браке. Сейчас в официальном, но была и в гражданском. Мои друзья в основном состоят в официальных браках. Но я считаю, что нет ничего страшного в так называемых пробных браках. Действительно нужно время, чтобы понять, подходят люди друг другу или нет. Каждый имеет на это право. Если бы в нашей стране были иные моральные устои, которые предписывает церковь, и они бы сохранялись, если бы мужья были верны и любовь длилась вечно, то я была бы сторонницей официального брака.
Илдар хазрат Баязитов, ИМАМ-ХАТЫЙБ МЕЧЕТИ "СУЛЕЙМАН", КАЗАНЬ:
- Брак без совершения специального обряда - у нас он называется "никах" - у мусульман недействителен. Такой союз между мужчиной и женщиной согласно исламскому законодательству считается прелюбодеянием. Я думаю, что только брак, совершенный по религиозным канонам и подкрепленный свидетельством из ЗАГСа, можно считать гарантом спокойной и счастливой семейной жизни.
Борух Горин, РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН РОССИИ:
- С точки зрения иудаизма гражданский брак хоть и не одобряется, но признается. Я полагаю, структура семейной жизни - один бог, одна жена, один муж. Чтобы семья была крепкой, в ней должен быть бог, а для этого необходим прежде всего религиозный обряд. Даже гражданская регистрация не способна так скрепить супругов, как религия.
Евгений Тарло, АДВОКАТ:
- Правильнее говорить не "гражданский брак", а состояние фактических брачных отношений без регистрации. Подобные отношения имеют изъяны. Так, регистрация отца ребенка в таком браке производится по заявлению отца. Зарегистрированные супруги обязаны воспитывать, содержать детей до достижения ими совершеннолетия. От "гражданского" родителя в случае его сопротивления этого можно потребовать лишь через суд. Аналогично по закону корреспондируются и обязанности детей по отношению к их престарелым родителям. В отношении имущества также возникает масса проблем. У людей, состоящих в незарегистрированном браке, если вдобавок отсутствует договор по поводу совместно нажитого, по общему правилу такое имущество признается имуществом каждого из супругов отдельно. Иное надо доказывать через суд. Есть еще одна проблема - если вдруг один из "гражданских" супругов становится нетрудоспособным, инвалидом. Супруг в зарегистрированном браке обязан его содержать. Супруг по факту может увильнуть.
Подготовили Елена Олудина, Елена Шмелева