Молодежь вернут в науку через пять лет

Российская газета | Как же предполагается завлекать в науку молодежь, которая сразу же после окончания вузов стремится попасть на денежные места в различных фирмах и банках?

Александр Хлунов | Уверяю вас, далеко не всем такая перспектива по нутру. Многие идут на подобный шаг не от хорошей жизни. Опросы показывают: если бы в институтах были приемлемые условия, то многие молодые люди посвятили бы себя науке. Так вот создать их и есть цель программы. Ее ядро - научно-образовательные и научно-производственные центры, которые будут сформированы в вузах и академических институтах.

Принципиальное требование: в такой группе должны быть два профессора или доктора наук, по три молодых кандидата наук и аспиранта и по четыре студента. Здесь есть такой нюанс: этот временный научный коллектив создается на базе вуза или института и не имеет своего юридического лица. Поэтому должен представить на конкурс свой проект от имени именно этой организации. Всего планируется отобрать около тысячи наиболее интересных проектов, победители получат по 5 миллионов рублей в год при условии, что проект рассчитан на 2 или 3 года.

Важно, что данная программа мотивирует преподавателей вести научные исследования. Ведь сегодня многие из них в этом совершенно не заинтересованы, так как им платят только за лекции и семинары. Научная работа никак не стимулируется. Но преподавание без науки - это нонсенс. Можно смело утверждать, что выпускник, не занимавшийся в вузе исследованиями, зря тратил время. Он не будет хорошим специалистом.

РГ | А зачем все так усложнять, создавать виртуальные центры? Ведь и в вузах, и в институтах есть давно сложившиеся лаборатории. Пусть они и соревнуются в таких конкурсах...

Хлунов | Сомневаюсь, что сегодня найдется много лабораторий, где на двух профессоров найдется столько студентов и аспирантов. Поэтому если действовать по традиционной схеме и финансировать уже сложившиеся коллективы, победившие в конкурсах, то мы не решим главную задачу программы - не привлечем молодых в науку. А программа как раз и должна мотивировать профессора искать молодых, талантливых людей, собирать их в свою группу.

Кстати, профессору, который войдет в такой временный коллектив, вовсе не обязательно уходить из своей лаборатории. Он может участвовать в проекте, работая сверхурочно. Программа рассчитана примерно на 4-5 лет, пока будут идти преобразования в образовании и науке.

Программа обеспечит точечную поддержку по сути всего спектра ученых: и профессоров, и доцентов, и молодых кандидатов наук, и магистров, а также инновационных проектов молодых ученых. Каждый из них может найти в программе свое место, каждый может участвовать со своим проектом в конкурсе среди таких же, как он, ученых. Скажем, есть конкурс "ведущий профессор", где будут отобраны 1000 проектов. Стоимость гранта 2 миллиона рублей в год, из них на зарплату расходуется не более 40 процентов. На 900 проектов по миллиону каждый могут претендовать кандидаты наук. Магистрам предоставлено право посоревноваться за 1050 грантов, каждый по 400 тысяч рублей в первый год и по 600 тысяч во второй и третий. Доля зарплаты и командировочных достигает 70 процентов.

Серьезную поддержку в программе получат и талантливые школьники. Они смогут участвовать не только в олимпиадах, включая международные, но и попробовать свои силы в разработке собственных научных проектов. Не менее 100 грантов в год отведено для различных образовательных интернет-проектов учителей-предметников. Обязательное условие - участие в разработке не менее 10 школьников.

И еще один важный момент, на который хочу обратить внимание. Впервые за долгое время мы начнем приглашать на конкурсной основе для преподавания в вузах зарубежных профессоров-исследователей. Чтобы "командировочных" разместить вместе с семьей, будут построены научные городки. На решение всех этих задач минобрнауки запрашивает из госбюджета 52 миллиарда рублей, а еще шесть миллиардов должны поступить из внебюджетных источников. Таким образом, общая стоимость "переходной" программы составит около 60 миллиардов рублей.

РГ | Словом, вы всерьез рассчитываете остановить "утечку мозгов"?

Хлунов | Более того, мы впервые говорим, что "ворота" России открыты не только туда, но и обратно. Сейчас в стране появляются достойные возможности заниматься наукой. Конечно, мы не ставим задачи превзойти зарплаты, скажем, Массачусетского университета, они в принципе недостижимы. Но достичь сравнимых научных результатов при гораздо меньших затратах нам вполне по силам. Думаю, мы сможем обеспечить молодым специалистам доход в 2 тысячи долларов.

   МНЕНИЯ

Виктор Садовничий,

ректор МГУ им. Ломоносова:

- Мы потеряли нашу уникальную научную среду. А ведь в 60-х годах весь мир недоумевал, как это на мехмате Московского университета за год охватывают практически весь спектр мировой математической науки. Зарубежные исследователи пишут об этом периоде как о чуде. За каждой лекцией стояли великие ученые: Колмогоров, Келдыш, Петровский, и у каждого из них были ученики, даже свои школы.

Сейчас среднее поколение уехало за рубеж, а младшее не идет в науку. Нужно воссоздавать научную среду, и предлагаемая программа - важный шаг в этом направлении.

Для современной мировой науки характерна жесткая конкуренция. Поэтому российских ученых практически не цитируют на западе. Наши учебники перестали переводить на иностранные языки. Сейчас их не знает никто, хотя в тех же 60-х труды наших ученых гремели на весь мир. Возможно, стоит создать подпрограмму по переводу наших лучших учебников на иностранные языки.

Ярослав Кузьминов,

ректор ГУ-ВШЭ, глава комиссии общественной Палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации:

- Нет более болезненного вопроса для науки и высшего образования, чем проблема подготовки кадров. И государство впервые за последние 15-20 лет предлагает реальные меры по поддержке тех молодых коллег, кто хочет заниматься наукой. Эта программа, пожалуй, первая, где есть набор абсолютно конкретных мероприятий, апробированных в ведущих научных центрах и университетах страны. Это как раз тот случай, когда исполнительная власть не придумывает что-то, не копирует опыт других стран, пытаясь пересадить его на российскую почву, а систематизирует опыт соотечественников.