Об их новых обязанностях дьяконам сообщили на первом в истории РПЦ собрании дьяконов московских православных храмов. Встреча была организована Комиссией по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете Москвы по благословению Патриарха Алексия II.
По данным организаторов мероприятия, сейчас в Москве при 51 храме действуют православные группы милосердия, насчитывается 11 сестричеств и шесть богаделен. При этом в городе на 40 тысяч бездомных, 80 тысяч инвалидов первой группы, 10 тысяч стариков, лишенных ухода, и 7 тысяч детей-сирот приходится 500 тысяч православных прихожан.
- Очень многие прихожане готовы заниматься социальной работой, - рассказал председатель комиссии протоиерей Аркадий Шатов. - Наши миряне - очень активные люди, особенно неофиты. Но их важно правильно организовать, чтобы, начав с энтузиазма, они потом это дело не бросили, чтобы не брали на себя больше, чем могут сделать, чтобы чувствовали поддержку.
Из выступления отца Аркадия следовало, что дьяконам не обязательно самим пеленать детей в детских домах или перестилать постели лежачих больных - за это с готовностью берутся православные сестры милосердия. Задача дьяконов - организовывать и координировать добровольцев и оказывать опекаемым людям моральную поддержку. "Старые люди часто брошены и никому неведомы, - говорит отец Аркадий. - Среди них много верующих. Иногда с ними нужно просто посидеть, поговорить. Приход дьякона был бы для них большим утешением". По его мнению, дьяконам также можно поручить выяснение, кто из приходящих в храмы за помощью действительно нуждается в ней, а кто - мошенник.
Никто не скрывал, что социальная работа должна иметь и миссионерскую направленность: хорошо бы, чтобы те, кому была оказана помощь, потом пришли в церковь. Впрочем, если не придут, не страшно. "Может быть, человек никогда не переступит порог церкви, но он всегда будет с уважением рассказывать о верующем человеке, который в трудную минуту был рядом с ним", - сказал председательствовавший на собрании архиепископ Истринский Арсений.
Считать социальное служение абсолютно новой обязанностью дьяконов было бы неправильно - протоиерей Аркадий Шатов напомнил собравшимся, что эти функции были возложены на дьяконов еще в апостольские времена. По словам отца Аркадия, многие дьяконы и сейчас им занимаются, остальных же к этому должно было подвигнуть собрание. Организаторы встречи говорили, что соцработа - занятие сугубо добровольное, однако архиепископ Арсений упомянул, что при "повышении по службе" социальная активность дьякона обязательно будет учитываться.
Андрей Кураев, дьякон:
- То, что социальную деятельность необходимо активизировать, - это очевидно. Сама идея очень хорошая, вопрос в том, как она будет реализована. Я не против того, чтобы дьяконы занимались социальной работой, но для этого нужны люди, которые бы до принятия сана дьякона знали, что это не просто карьерная ступень на пути к священству и что от него будет требоваться не громкий голос, а нечто совсем иное. И тогда в дьяконском сане оказались бы люди, у которых есть вкус к этому. Хотя сейчас уже и сам разговор об этом очень важен. Молодые люди, которые думают о том, какое место в церкви они себе найдут, будут знать, что есть такая возможность.
Сейчас социальное служение дьяконов очень зависит от конкретных людей и традиций приходов. Есть неравнодушные дьяконы, которые активно общаются с военными, с молодежью, с больными людьми, но это все-таки пока единицы. Однако любой выход церковных людей за рамки богослужения способствует сближению и диалогу церкви и общества, поэтому я приветствую любую такую инициативу, будь то проповедь священника на рок-концерте или посещение дьяконом больницы.
Если говорить обо мне, то я не готов посещать больницы, потому что считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Я сейчас, скажем, нахожусь на Украине и до предела загружен чтением лекций. И по-моему, мне это более-менее удается. Может быть, мой труд легче, чем труд моих коллег-дьяконов, которые пойдут в больницы, я им низко кланяюсь, но и в моем труде я тоже чувствую необходимость.