02.01.2007 01:00
    Поделиться

    Супруги требуют 22 миллиона долларов за смерть родственников

    В суде города Оби Новосибирской области состоялось предварительное слушание по иску Константина и Любови Сластиных к авиакомпании S7 (бывшая "Сибирь"). Отец и дочь, у которых в иркутской авиакатастрофе погибли двое самых близких людей, требуют взыскать беспрецедентную для России компенсацию - 20 миллионов рублей. И, как утверждают Сластины, они не намерены идти на уступки. "Мы же не чемодан потеряли", - заявила вчера "РГ" 22-летняя Любовь Сластина.

     

    Девятого июля прошлого года на иркутском аэродроме при крушении аэробуса А-310 погибло 124 человека. Между тем заявление Сластиных - это первый иск о возмещении морального и материального вреда, поданный родственниками погибших пассажиров на территории России. Собственно, их всего два: кроме заявления Сластиных из Улан-Удэ, в суд города Оби (здесь юридический адрес S7) поступил иск жительницы Красноярского края Людмилы Зозулиной, потерявшей сестру. И перспективы этих судебных процессов неоднозначны. Уже вчерашняя беседа сторон, на которую прессу не допустили, не обошлась без странностей. Так, помощник председателя Обского суда Ирины Ступчиковой сообщила "РГ", что Сластины существенно снизили исковые требования: "В деле сейчас два иска, и во втором, заявленном позже, сумма гораздо меньше, чем 20 миллионов рублей". Однако сами Сластины эту информацию не подтверждают:

     - Мы не меняли требования: 20 миллионов рублей, из них около 18 - компенсация морального ущерба, - заявила "РГ" Любовь Сластина. - О меньшей сумме не может быть и речи. О втором иске, который якобы есть в суде, я слышу впервые.

    У Любови Сластиной в катастрофе девятого июля погибла мать, которой было всего 46 лет, и 17-летняя сестра Елена. Тем рейсом они возвращались из Москвы, где Елена пыталась поступить на географический факультет МГУ - девочка была очень талантливой, побеждала на всероссийских олимпиадах. Осиротевшая семья до сих пор не может оправиться от шока. И предложения авиаперевозчика "урегулировать ситуацию" Сластиных не успокаивают.

     - Летом, когда мы еще не подавали никаких исков, в Иркутск приезжала представитель авиакомпании, встречалась с пострадавшими, - рассказала Любовь. - По ее словам, авиакомпания готова добровольно выплатить по 150 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда за каждого погибшего. На эти условия мы, естественно, не согласились. Больше никто к нам не обращался.              

    Фактический владелец разбившегося А 310 — лизинговая компания, юридический адрес которой — в Нью Йорке

    Вчера сами Сластины в Обской суд не приехали - говорят, из-за "личных обстоятельств". Не было и их представителя - московского адвоката Игоря Трунова. Как позже объяснил адвокат, он не был надлежащим образом уведомлен о предстоящей беседе, а о том, что слушания состоялись, узнал только из СМИ. Игорь Трунов также не в курсе того, что исковые требования Сластиных уменьшились, по его словам, "этого не может быть". Между тем помощник председателя суда утверждает, что на иске с меньшей суммой стоит подпись Игоря Трунова.  

    В итоге заседание свелось к тому, что по ходатайству представителя S7 к процессу привлекли страховую компанию, где застрахованы риски авиаперевозчика. Очередная беседа сторон назначена на 27 февраля. И если истцы не явятся и на этот раз, появятся серьезные основания полагать, что это вполне осознанный с юридической точки зрения шаг.  

    Дело в том, что неявка истцов в конце концов приведет к тому, что Обской суд оставит их заявление без рассмотрения. И тогда Сластины получат возможность сделать то, на что уже отважились практически все их товарищи по несчастью. А именно - обратиться к североамериканскому правосудию. Как сообщил "РГ" адвокат Сергей Полевода, курирующий иски иркутских пострадавших, в один из окружных судов Нью-Йорка в общей сложности будет подано около двухсот исков российских граждан о компенсации морального вреда в связи с иркутской авиакатастрофой.

     - Дело в том, что фактический владелец разбившегося А-310 - компания Airbas Leasing, юридический адрес которой - в Нью-Йорке, - сказал Сергей Полевода. - "Сибирь" лишь эксплуатировала лайнер на условиях лизинга. Поэтому суд Нью-Йорка принимает иски: уже в апреле будет рассмотрено по существу примерно 50 их них. Сумма компенсации за моральный ущерб будет определена в ходе судебных разбирательств, но, по моим оценкам, она в среднем примерно на 50 процентов выше, чем в иске Сластиных. Расходы, по мнению моих зарубежных коллег, понесет лондонская страховая компания, чьим клиентом является владелец самолета.

    При этом юристы не уверены, что Сластиным в России удастся отсудить хотя бы ту сумму, которая ими заявлена. "По сложившейся судебной практике, российский уровень компенсаций далек от зарубежного и не превышает 100-200 тысяч рублей за погибшего родственника", - подчеркнул Сергей Полевода.

    Итак, какое решение примет Нью-Йоркский суд, станет ясно уже весной нынешнего года. И не исключено, что семья Сластиных хотела бы знать результат до того, как их иск будет рассмотрен судом города Оби Новосибирской области, и именно с этим связана их неявка. Сама Любовь Сластина это предположение не подтверждает, но и не опровергает: "Неизвестно, как все сложится у тех, кто подал в суд в Америке. Может быть, это обман со стороны зарубежных адвокатов". В свою очередь представитель Сластиных Игорь Трунов намерен ни больше ни меньше создать "российский прецедент" и добиться рекордных выплат от авиаперевозчика именно в российском суде. Будут ли при этом удовлетворены интересы конкретной семьи пострадавших и согласны ли Константин и Любовь Сластины стать "пионерами" в формировании правовой культуры нашего общества, пока неясно.              

    Поделиться