По замыслу организаторов один из главных космополитических эстетов второй половины XIX века Джеймс Уистлер (1834-1903) показан на густом фоне русского искусства XIX - начала ХХ века от Карла Брюллова до Остроумовой-Лебедевой. В связи с чем на открытии выставки шутили, что Россия уже не только родина слонов и среднеевропейского климата, но и Джеймса Уистлера, классика американского и британского изобразительного искусства.
Поводом для такого неожиданного вывода послужил биографический факт из жизни художника. Когда ему было 9 лет, его отец, американский военный инженер, был приглашен Николаем I в Петербург для строительства первой русской железной дороги. Отец перевез в Россию всю семью. Несмотря на значительное жалованье, жизнь здесь далась нелегко. Уистлеры лишились нескольких детей, сам глава семейства переболел холерой, что привело к ранней смерти. Но именно в Петербурге будущий знаменитый художник получил первые уроки рисования у малоизвестного Александра Корицкого, ученика Карла Брюллова, которому грунтовал его холсты. Именно с работ Корицкого и Брюллова и начинается необъятная "русская часть" экспозиции, где есть Репин и Шишкин, Айвазовский и Серов, Исаак Бродский и Алексей Явленский, да кого только нет.
Это, конечно, делает выставку в Третьяковке крайне неожиданной, к чему посетители, пришедшие посмотреть работы Уистлера, должны быть готовы. Между тем основные живописные работы самого художника были привезены из крупнейших музеев и частных собраний США и Британии. Знаменитая галерея Тейт вообще отдала в Россию "всего Уистлера", что у нее был. Восемь десятков работ - живопись, графика, рисунки на полях книг, письма и документы, фотографии и макеты.
Джордж Уистлер, родившийся в американском штате Коннектикут, учившийся в Париже, выбравший для "жизни в искусстве" Лондон, был не только "типичным представителем космополитического искусства" второй половины XIX века, но и сам задавал этому искусству образцы творчества и поведения. Понятно, что для такого эксцентрика и эстета, который, по слову Маяковского, "брат хулигана", объявить себя русским или японцем, как это делал Уистлер, было в то время верхом эпатирования приличной публики.
В России Уистлера "открыли" "мирискусники". Первая его выставка была организована Сергеем Дягилевым в 1899 году. После нее Уистлер стал поистине культовым художником в России. На нынешней экспозиции досконально видно, как самые знаменитые картины от портрета Ермоловой Валентина Серова до автопортретов самих художников писались "по лекалам" Уистлера. Москвичи могли видеть картины этого художника еще пару раз - ровно полвека назад, когда СССР прощался с "перемещенными ценностями", отправляемыми в ГДР, и примерно тогда же на ретроспективной выставке британского искусства.
Нынешний проект возник у руководителя отдела перспективного развития Третьяковки Галины Андреевой еще в начале 90-х годов. Полтора десятка лет пришлось ждать, пока не нашлось финансовое обеспечение этой грандиозной по своим затратам выставки "Уистлер и Россия". Свою лепту от российского государства вложило Федеральное агентство по культуре и кинематографии, обеспечившее "русскую часть" и печатание каталога. От правительства Великобритании деньги дал Британский совет, оплативший гигантские суммы на страховку.
Между прочим, именно Уистлер первым отказался от сплошной, шпалерной развески картин, которые вешали на стены в несколько рядов, занимая все пространство снизу доверху. Уистлер первым начал вешать картины по одной и на уровне глаз. Более того, он начал включать картину в интерьер как главный элемент оформления его. Последствия мы знаем: современная живопись стала элементом дизайна, цветовым нефигуративным пятном - еще одна "трагедия эстетизма", которых в жизни Уистлера было предостаточно. А его знаменитая бабочка, которую он ставил на картинах вместо подписи, а музыкальные гармонии и формы его живописных "ноктюрнов" и "аранжировок" в серых и прочих цветах. В общем, нынешняя экспозиция - это то событие, о котором можно будет потом рассказать детям и внукам: "И я там был(а)".