Мигрантов отберут по балльной системе

Вчера премьер-министр Михаил Фрадков по большому счету измерил "общую температуру по больнице", собрав для этого на Краснопресненской набережной губернаторов на совещание по взаимодействию Центра с регионами для обсуждения проблем трудовой миграции.

 

Оказалось, температура не превышает норму и даже абсолютно близка к нормальной. Другими словами, проблем у губернаторов с сокращением доли иностранцев на рынках нет, но есть проблема обратная - где взять рабочую силу.

И правительство, и региональные власти, судя по всему, уже забыли, в чем заключалась президентская идея наведения порядка на российских рынках. Ведь Владимир Путин был возмущен не тем, что на рынках в качестве продавцов и подсобных рабочих работают иностранцы, а тем, что иностранцы-перекупщики держат рынки, не допуская на них отечественного производителя.

Однако за время обсуждения идея успела трансформироваться, и теперь губернаторы торжественно пообещали премьеру, что с ситуацией на рынке справятся. Возможно, потому, что большинство рыночных иностранцев таковыми уже давно не являются, обладая российским паспортом, либо потому, что торговцы и без того российские граждане с "нашего" Кавказа. Процент же "не с нашего Кавказа" губернаторов явно не пугает. Собственно, даже глава Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Ромодановский подтвердил это предположение, затруднившись назвать точное число иностранных работников, которых коснутся вводимые с 1 января и 1 апреля 2007 года ограничения на работу в розничной торговле. "У нас 5380 рынков, но сколько там работает иностранных граждан, не скажет никто", - честно признался глава ФМС.

Тем не менее лекарства для лечения миграционной проблемы вчера не предложил ни один из чиновников. Хотя, по сложной оценке ФМС, в настоящий момент в России находится примерно 10,2 миллиона нелегальных мигрантов. Но глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский предлагает не торопиться с легализацией нелегальных мигрантов в стране.

По его мнению, термин "амнистия" в области миграции неприменим, так как "амнистия есть законодательный акт, если человек был осужден". В миграционном законодательстве легализация мигрантов называется регуляризацией. Но даже смена термина вряд ли поможет приезжающим в Россию иностранцам, поскольку подобные действия будут проводиться "как крайняя мера и согласно указу президента, если не получится других вариантов и других решений этой проблемы".

Вчера же заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов выступил с новаторским предложением: отбирать высококвалифицированные мигрантские кадры по балльной системе. В ведомстве Грефа эту идею объясняют тем, что подобная система позволит привлекать квалифицированные кадры из-за рубежа "на постоянной основе без дополнительных ограничений". "В перечень балльной системы должна быть встроена категория профессии и личных качеств мигранта, - пояснил Шаронов. - Кроме того, должна учитываться его способность к адаптации и знание русского языка". При этом он резюмировал, что все же "личные характеристики мигранта важнее, чем его профессия".

Квотирование должно применяться к узким специалистам и неквалифицированным кадрам. Как бы то ни было, но "при определении порядка привлечения специалистов Россия будет учитывать свои обязательства по ВТО, - заверил замминистра. - В частности, обязательства гарантированного въезда на работу иностранных граждан, переводимых в Россию решением компаний. Речь идет о топ-менеджерах, высшем руководстве действующих на российском рынке компаний". Мигрантам, прошедшим отбор по балльной системе, ведомство Грефа предлагает выдавать разрешение на работу автоматически. Кроме того, работодатель сможет принимать эту категорию трудовых мигрантов без уведомления миграционных служб.

В общем, минэкономразвития готово вступить в мировую борьбу за квалифицированные кадры. Многие страны сейчас переходят к политике гибкого управления трудовыми потоками. В частности, Япония, по словам Шаронова, придерживается в целом консервативной стратегии. "Однако эта страна реализует проект по привлечению иностранцев в образовательную систему", - заметил он. В Германии действует специальная программа по привлечению в страну молодых специалистов, прежде всего из Центральной и Восточной Европы. "Уже через 6 месяцев "полезным" для экономики Германии мигрантам - топ-менеджерам, ученым, артистам, профессиональным спортсменам, фотомоделям, а в последнее время программистам и системным администраторам - выдается вид на жительство". Шаронов убежден, что Россия также должна усиленно привлекать в свои вузы иностранных студентов и аспирантов.

Правда, на премьерский вопрос о том, что это за балльную систему предлагает ввести ведомство Грефа и кто будет заниматься оценкой мигрантов, Шаронов ответить так и не смог. Впрочем, ответ на этот вопрос, судя по всему, не знает никто. В том числе и глава ФМС, которому, судя по всему, и придется заниматься этим. Зато он знает, сколько потребуется его ведомству на осмысление подобной системы для отбора иностранных мигрантов: два-три месяца.

Вчера же министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов раскритиковал ряд регионов за пассивность в работе по наведению порядка на рынке трудовой миграции. "Если во многих регионах заявки на квоты трудовых мигрантов оцениваются в 200, 300, 500 человек, и во многом они соответствуют действительности, то, например, Чувашия заявила квоту всего на два человека из стран СНГ, а Ульяновская область не заявила ничего", - сказал он.

- В регионах должны понимать, кем и какими специалистами будут замещать отсутствующих работников в торговле медикаментами и алкоголем с 15 января 2007 года, и с 1 апреля в розничной торговле, когда вступит в силу постановление правительства, касающееся урегулирования ситуации в сфере трудовой миграции и на рынках, - заметил Фрадков. - Мы (Федеральный центр. - "РГ") не уходим от этих вопросов, но центр тяжести сместился на места. Дни пошли.

В ближайшее время правительство выпустит еще два постановления, направленных на регулирование трудовой миграции. Первое будет содержать порядок определения регионами потребностей в иностранной рабочей силе и выделения на этой основе квот на привлечение трудовых мигрантов в регионы. Второе - закрепит порядок определения среднедушевого дохода иностранного работника на территории России и членов его семьи. "Лишь зная объем доходов иностранного работника, мы можем решить вопрос о его привлечении на работу в Россию", - заметил Зурабов.

Выслушав министра, премьер заметил, что регионы должны уже сейчас начать работу по замещению иностранных работников отечественными в розничной торговле. Запрет на принятие на работу иностранцев в предприятия розничной торговли вступает в силу уже с 1 апреля, напомнил Фрадков.

Впрочем, чтобы там ни решали чиновники или ни создавали видимость действия, эксперты считают, что положение о введении квот на работу мигрантов на розничных и оптовых рынках нуждается в проверке на соответствие российской Конституции.