Парламент отменил порог явки и поставил заслон экстремизму

Законопроект, направленный на "усиление ответственности кандидатов и избирательных объединений за нарушение законодательства о противодействии экстремистской деятельности", стал законом. И будет испытан уже на мартовских выборах в регионах. Если, конечно, его выходу в свет не помешают Совет Федерации или вето президента.

И тогда на законных основаниях партии может быть отказано в регистрации списка кандидатов, если в период до начала избирательной кампании кто-либо из ее представителей, вошедших в этот список, в своих публичных выступлениях допускал призывы и высказывания, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, демонстрировал нацистскую символику. Кандидатом на федеральных и региональных выборах не сможет стать гражданин с неснятой (непогашенной) судимостью за деяния экстремистской направленности, а также за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. "Недостоверность или неполнота" представленных в избирком сведений о кандидате также может послужить поводом к отстранению его от выборов. Но главное - будет отменен минимальный порог явки избирателей, необходимый для признания выборов состоявшимися. И запрещена "контрагитация" в предвыборных телероликах - кандидаты не смогут призывать избирателей голосовать против конкурентов, распространять "информацию, способную создать отрицательное отношение к альтернативному кандидату или списку".

Оппозиции вчера оставалось только заявить о своем особом мнении. Что она и сделала без надежды, что ее "мотивы" может поддержать большинство. Коммунист Иван Мельников возмущался тем, что выборное законодательство меняется в очередной раз перед очередными выборами. По его мнению, существовавший порог явки не был обязанностью для граждан, это была обязанность для власти - сделать выборы чистыми, чтобы избиратели захотели в них участвовать. А теперь эта обязанность снимается. "И можно забыть о том, что единственным источником власти считается народ", - заметил Мельников и предсказал скорый конец избирательной системе, которая становится "безжизненной". Он обвинил "единороссов", что в своем "стремлении к корпоративной власти" партия пытается создать корпоративного избирателя. "О среде общественного мнения можно забыть, теперь ее будет формировать меньшинство", - сказал Мельников, вызвав этим выводом большое возмущение депутата Алексея Митрофанова из ЛДПР. Митрофанов напомнил, что в советские времена, когда коммунисты были у власти, господствовало вообще единоличное мнение генсекретаря.

А в пору нынешней демократии, которую теперь левые так защищают, порог явки, по словам Митрофанова, использовался для шантажа - "за неявку платились большие деньги". Митрофанов заявил, что законодатели сделали шаг в правильном направлении. Дальше, по его мнению, можно будет подумать и о снижении семипроцентного барьера на выборах в Думу.

"Единоросс" Михаил Емельянов предложил коллегам снизить "пафос дискуссии", заметив, что "Единая Россия" не разрабатывала закон "под себя" или под конкретную ситуацию, поскольку "единороссы" сами и добровольно лишают себя административного ресурса, когда явкой можно было манипулировать: "чужой" кандидат побеждает - считать, что требование о пороге явки не выполнено и выборы не состоялись. "Свой" впереди - можно и приписать проценты явки. Теперь возможностей для таких злоупотреблений не будет ни у кого.