Правительственный законопроект "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", который представил депутатам министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, был принят вчера в первом чтении (425 голосов "за") Зурабов назвал его "краеугольным камнем" демографической политики в России.
По его мнению, 250 тысяч рублей, предназначенных для семьи, в которой появится после первого января 2007 года как минимум второй ребенок, будет способствовать повышению рождаемости в стране. Как сообщила коллегам председатель Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей Екатерина Лахова, сегодня двоих детей воспитывают лишь 15 процентов российских семей, а многодетных не наберется и трех процентов.
Но, несмотря на полную поддержку идеи о материнском капитале (депутаты отмечали, что автором ее был президент), к законопроекту, реализовавшему эту идею, оказалось немало претензий. По поводу одной из них Зурабов высказался, не ожидая вопроса. Он заверил народных избранников, что материнский капитал будет увеличиваться год от года в соответствии с темпами инфляции.
Но оставались другие. Почему правом на государственный капитал можно воспользоваться только один раз? Ведь если государство заинтересовано в том, чтобы в семьях было больше детей, оно должно материально поддержать семью и при рождении третьего, четвертого - каждого ребенка. Но рассуждения на эту тему запутались в предположениях, сколько на это потребуется денег, хватит ли средств федерального бюджета.
Некоторых депутатов не устраивало, что материнский капитал можно будет пустить в дело только через три года после рождения ребенка. "Единоросс" Геннадий Кулик прелагал разрешить семье хотя бы какую-нибудь часть материнского капитала расходовать сразу после рождения ребенка для того хотя бы, чтобы возить его на отдых и лечение. А коммунист Анатолий Локоть считал необходимым "ускорить сроки выплаты средств" по той причине, что "население не поймет, почему эти средства в виде сладкой морковки будут висеть впереди". Думцы удивлялись, зачем вообще нужны такие ограничения на использование капитала - образование, жилье, прибавка к пенсии матери - и все. Может быть, дать право тратить деньги и на лечение? Но Екатерина Лахова сказала, что правительство должно взять на себя дополнительное обязательство, связанное с охраной детского здоровья, и предусмотреть меры поддержки детей, нуждающихся в медицинской помощи, в том числе и с использованием высоких технологий. Однако и у Лаховой было предложение - дать возможность использовать материнский капитал не только на образование детей, но и на повышение квалификации самой матери, которая с рождением ребенка выпадает из трудовой деятельности.
Но больше всего депутатов огорчало, что Закон о материнском капитале не имеет обратной силы. Им не могут воспользоваться семьи, которые родили второго ребенка в этом году. Почему такая несправедливость?
Екатерина Лахова отнеслась к этому вопросу с пониманием - у нее недавно появился второй внук. И его родители спрашивают, могут ли они рассчитывать на материнский капитал. "Рожайте третьего", - советует своим детям Лахова. Впрочем, другие депутаты вспомнили по этому поводу слова президента, который назвал вопрос "непраздным". И произнес "интересную", по словам первого вице-спикера Госдумы Олега Морозова, фразу: "Давайте поручим депутатам, чтобы они нашли какое-то решение". "Единороссы" восприняли эту фразу как руководство к действию и намерены при подготовке законопроекта ко второму чтению "дополнительно обсудить критерии старта выплаты материнского капитала и все связанные с изменением даты правовые вопросы".
"Ничего похожего в истории российского парламентаризма еще не было", - так оценил принятие законопроекта вице-спикер Госдумы Владимир Катренко. Впервые, по его мнению, государством вводится принципиально новая мера стимулирования рождаемости в стране, и это будет реальной исторической вехой нового социально-экономического развития России.
"Потребовались колоссальная политическая воля, огромные усилия для консолидации общества и, конечно же, последовательное и жесткое накопление экономических ресурсов, чтобы столь масштабный демографический проект стал законодательным актом. От его последовательной и успешной реализации напрямую зависят качество жизни россиян, их материальное благосостояние, - сказал Катренко. - Но даже материальная сторона дела - это еще не главное. Если наши соотечественники почувствуют, что "сбережение народа" - не политическая кампания, а государственная политика навсегда, то одно это ощущение стабильности и перспективы уже обеспечит и рост рождаемости в стране, и ее устойчивое развитие, и привычное чувство безопасной и счастливой жизни".