27.10.2006 02:00
    Поделиться

    Старинный погреб-ледник стал жертвой коммерсантов

    Ежегодно на Урале исчезает по нескольку объектов культурного наследия

    Областная прокуратура возобновила ранее прекращенное уголовное дело по факту сноса объекта культурного наследия "Погреб-ледник усадьбы Иосифа Фальковского". Усадьба военного инженера Иосифа Фальковского, когда-то расположенная на пересечении улиц Малышева и Красноармейской, по мнению специалистов, представляла собой яркий образец жилой архитектуры второй половины XIX века, выполненный в стиле классицизма, и была включена в реестр памятников истории и культуры Свердловской области. Сейчас следствие устанавливает лиц, виновных в сносе замечательного погреба. По законодательству им грозит лишение свободы до двух лет.

    Столь радикальная мера - в кои-то веки у нас ответят за уничтожение памятника - стала настоящим прецедентом. По этому поводу неожиданно разгорелся скандал. Историю площадки, на которой сейчас находится вторая очередь екатеринбургского торгового центра "Антей", можно назвать почти детективной. В 2004 году бизнесмен Андрей Гавриловский, известный тогда как владелец мебельного магазина "Бабушкин комод", искал площадку для строительства торгового центра. И нашел аккурат напротив "Комода", по соседству с территорией усадьбы Фальковского. Стоит напомнить, в комплексе числились двухэтажное здание, каменная ограда, конюшни, сад с беседкой. Но ко времени строительства второй очереди "Антея" уцелел лишь один фрагмент - уникальный погреб-ледник для хранения вин, настоек и разной снеди, который впоследствии был превращен несознательными гражданами в общественный туалет. Сегодня Гавриловский всякую уникальность погреба отвергает напрочь и утверждает, что подобные есть в каждой деревне. Факт кончины "фрагмента" был зарегистрирован в марте 2004 года.

    Было возбуждено уголовное дело по статье 243, части 1 УК РФ - по факту уничтожения памятника истории и культуры. Владельца "Бабушкиного комода" вызвали на допрос в качестве свидетеля, где он показал, что "действительно, на арендуемой им площадке существовал погреб-ледник. Однако строение было настолько изношенным, что не вынесло весны и из-за таяния снега рухнуло". Вот простояло 113 весен, но 114-я оказалась роковой. Предприниматель не стал уклоняться от ответственности и выплатил министерству госимущества Свердловской области 30812 рублей 71 копейку, таковой оказалась рыночная цена наследия Иосифа Фальковского. Удовлетворившись этим, следователь Октябрьского РУВД Екатеринбурга прекратил уголовное дело.

    По договору погреб-ледник был предоставлен в долгосрочную аренду с условием сохранности. Другими словами, реализовывалась идея государственно-частного партнерства: бизнес получает землеотвод под застройку в престижной части города, заодно "приглядывает" (речь идет о ремонтно-восстановительных работах) за памятником. Власти, у которых всегда не хватает денег на культуру, умывают, таким образом, руки. Наличие отсутствия погреба ко всеобщему удивлению всплыло при оформлении права собственности бизнес-центра "Антей". Вокруг земельного участка, на котором находился погреб-ледник, возникло несколько судебных споров.

    Андрей Гавриловский попал в скверную ситуацию, теперь он не может должным образом оформить землеотвод. Фактически "Антей" есть, а юридически его нет, тогда как с погребом-ледником все обстоит с точностью до наоборот. К тому же, как теперь выясняется, строительство "Антея" велось самовольно, без разрешения Главархитектуры, на что имеются соответствующие неоднократные предписания. Практика нередкая, но в данном случае она обременена фактором исторического наследия.

    По поручению Генпрокуратуры РФ началась новая проверка всех обстоятельств этого дела. По мнению Ильи Филиппова, председателя общественного движения "Наше наследие", ситуация с усадьбой Фальковского может развернуться в нескольких направлениях. По закону всякая самовольная постройка должна быть снесена, далее, на нее может претендовать город, так как является владельцем данного земельного участка, и наконец, область, поскольку памятник был объектом регионального значения. Возможен затратный и хлопотный вариант "узаконивания" постройки - оформление документов на строительство задним числом. В любом случае решение вопроса будет зависеть от того, кто станет владельцем земли. По его словам, договор об охране памятника коммерсантом сегодня расторгнут: охранять там нечего, а скорее всего, договор об аренде участка признается  ничтожным.

    Естественно, решение этой проблемы коснется многочисленных арендаторов, дольщиков бизнес-центра. Например, Федеральная регистрационная служба казначейства Министерства юстиции РФ по Свердловской области, которая уплатила более четырех с половиной миллионов долларов. Она не может получить документы на право собственности занимаемого помещения по причине самовольной постройки всего здания. Оставим эти проблемы арбитражному суду. Сейчас возводится третья очередь "Антея". И опять же без разрешения на строительство и землеотвод. А совсем рядом, на улице Белинского, 3, находится еще один памятник истории и культуры, дни его, надо полагать, уже сочтены.

    Какая же судьба уготована теперь уже виртуальному памятнику "Усадьба военного инженера Иосифа Фальковского"? Предполагается, что городская администрация должна выделить под строительство другой участок, а Андрей Гавриловский должен будет осуществить возведение злополучного погреба-ледника. Правда, возникает одна проблема: чтобы воссоздать памятник в первозданном виде, необходимо найти чертежи 1890 года, по которым инженер Фальковский возводил свой славный особняк. Не исключен вариант, что памятник архитектуры просто исключат из реестра, хотя сделать это будет непросто, нужны заключения экспертов, анализ и постановление правительства РФ. Ситуация возникает комическая, ведь самого памятника уже нет, и по этой причине его экспертиза будет затруднена.

    Пример "Антея" и судьба старой усадьбы - яркий образец чиновничьего отношения к историческому наследию. Напомним, что в свое время в Екатеринбурге были люди и организации, которые вызывались восстановить из руин не то что погреб-ледник, а всю усадьбу Фальковского. Крупная строительная организация уже огородила всю территорию усадьбы Фальковского монументальным железобетонным забором, стала по всей области собирать старые кирпичи, чтобы даже материалы были прежних времен. Но произошло следующее: чиновники, в чьем ведении находится земля, дали санкцию на востановление усадьбы. Чиновники, отвечающие за сами памятники, добро не дали. Строительная компания в течение нескольких месяцев пыталась найти понимание у защитников культурного наследия. Не нашла и махнула рукой. Забор демонтировали. Вся усадьба Фальковского была брошена на произвол судьбы. Сегодня чиновники возмущены тем, что утрачена десятая часть того, что можно было сохранить.

    Поделиться