01.09.2006 02:30
    Поделиться

    Закон о дачной амнистии лишил БТИ значительной доли влияния

    1 сентября начинает действовать Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", который в народе окрестили "дачной амнистией". Что же изменит в жизни 90 миллионов российских домовладельцев этот закон?

    Самое тяжкое, оно же и самое распространенное дачное прегрешение - это строительство дачного дома без разрешения. Получить его ухитрялись лишь самые энергичные, мужественные, сильные духом и телом граждане. Остальные же, увы, нарушали закон.

    Отныне они больше не нарушители, и смело могут смотреть в глаза соседям, таким же не нарушителям, как и они. Закон не только разрешил оформить все самовольные постройки (если, конечно, они построены на своем участке земли), но и упростил процедуру оформления. Для регистрации прав собственности на дачные и садовые дома теперь не требуется долгая и дорогостоящая техническая инвентаризация, которую прежде мог провести лишь сотрудник Бюро технической инвентаризации (БТИ). Отныне сами домовладельцы могут заполнить декларацию, указав в ней основные параметры своего дома, и именно эта декларация станет главным документом при регистрации дома и выдаче его технического паспорта. Не затронули эти приятные перемены лишь индивидуальные жилые дома, в просторечье именуемые коттеджами, - их владельцам все же придется вызывать БТИ для инвентаризации и учета.

    Кстати, о БТИ. Это учреждение после принятия закона о дачной амнистии потеряло немалую долю своего влияния. Ранее выдаваемый БТИ технический паспорт дома имел ограниченный срок действия - в зависимости от региона, от нескольких месяцев до года. Объяснить, почему описание дома имеет меньший срок хранения, чем, скажем, банка тушенки, невозможно, но факт оставался фактом, и многим дачникам приходилось по несколько раз оформлять в точности, слово в слово такой же паспорт, какой у них был ранее. Не продлевать, как может подумать какой-нибудь наивный городской житель, а именно оформлять заново. По новому закону даже в случае продажи дома или какой-либо иной сделки не нужно плодить новые документы, если понятно, что они будут точными клонами старых.

    Весьма многочисленная когорта дачников получила свои участки давным-давно, и документы на землю у них соответствуют советскому, но никак не российскому законодательству. Например, это могут быть документы о долгосрочной аренде земли или о праве бессрочного пользования землей. Раньше поиски аналогов в современном российском законодательстве таких устаревших понятий, как "бессрочное пользование землей" или "пожизненно наследуемое владение", заканчивались ничем, и приватизация старых участков превращалась в трагический полудетективный, полуфантастический многолетний сериал.

    Теперь закон о дачной амнистии приравнял эти и другие формы законного владения землей к праву собственности. И каждый вправе, проведя землеустроительные работы, приватизировать свой участок и оформить права собственности на дом, оперируя теми документами, которые имеются. И регистрирующие органы не вправе отказать гражданину только потому, что документы безнадежно устарели.

    Процедура приватизации и регистрации не обещает быть легкой и быстрой, но она становится значительно более понятной и надежной. К тому же среди участников процесса регистрации прав на недвижимость, согласно закону, появляется новый персонаж, который призван уменьшить травматизм от встреч граждан с регистрирующими органами. Закон устанавливает, что гражданин вправе поручить всю процедуру регистрации - от оформления необходимых документов до регистрации - нотариусу. Ранее в качестве исполнителей, которым граждане доверяли нелегкий труд хождения по инстанциям и стояния в очередях, чаще выступали риелторы, а то и вовсе случайные порученцы. Очевидно здесь то, что законодатель, перенимая европейский опыт и вводя нотариуса в процесс регистрации, имел в виду, что нотариус - публичное лицо, действующее от имени государства. Не курьер, не проситель не наемный обиватель порогов, а представитель государства.

    Поделиться