Наставница известных чемпионок по художественной гимнастике Ирина Винер недавно отпраздновала свой день рождения. Она родилась в Самарканде, но уже давно стала считать своим домом Москву. Накануне дня рождения нашему корреспонденту удалось поздравить прославленного тренера Амины Зариповой, Яны Батыршиной, Алины Кабаевой с днем рождения и задать ей несколько вопросов.
Российская газета | Вы живете и работаете в Москве почти 20 лет, столица стала для вас домом?
Ирина Винер | Москва всегда была домом для всех, живших в СССР. Даже песня была такая: "Друга я никогда не забуду, если с ним повстречался в Москве..." Поэтому, когда я переехала сюда уже после развала Союза, этот город уже был для меня родным. Но столица столицей, а люди встречались разные и далеко не все с распростертыми объятиями. Не все были готовы принять нового тренера с его "детьми". Тем более когда спортсменки Узбекистана выигрывали у россиянок. Но потом поняли, что не важно, откуда приехали атлеты и их наставник, главное, что выступают они под флагом РФ. Теперь ко мне везут детей со всей страны, зная, что мы работаем с талантами на результат. Думаю, мой путь не самый плохой: безразличие хуже ненависти.
РГ | Вы - счастливый человек?
Винер | Для меня работа не отделима от жизни, поэтому наибольшим счастьем для меня становятся моменты, когда под сводами стадиона поднимается наш национальный триколор и звучит российский гимн.
РГ | А что вы вкладываете в понятие "патриотизм"?
Винер | Наверное, у меня не совсем стандартное определение этого понятия. Я могу назвать патриотом человека на своем месте - на таком, где он приносит максимальную пользу своей стране. Учитель должен воспитывать детей не для того, чтобы услышать похвалу, а дабы действительно их учить. Врач - делать свою работу ради здоровья людей. Знаете, как сказал президент, награждая меня: "Я желаю вам и в дальнейшем получать награды из рук президента, потому как президент - это не имя, а должность". То есть каждый должен выкладываться по максимуму своих возможностей на своем месте.
РГ | Какие узбекские традиции вы сохранили в своем доме и что вам стало наиболее близко в русской культуре?
Винер | Прежде всего мы в доме следуем восточному гостеприимству: людей, которые приходят к тебе, надо обязательно встретить, накормить, одарить хоть небольшими подарками. Мне близка восточная музыка, а мои девочки часто выбирают для своих программ этнические композиции.
РГ | Любите узбекскую кухню?
Винер | Я бы с удовольствием себя баловала, но узбекская кухня, к сожалению, очень эффективна для пополнения. А при детях, которые вынуждены держать себя в жестких рамках, мне просто стыдно не соответствовать их уровню. Но иногда срываюсь, как и все нормальные люди.
РГ | Это трудно - жить в пограничье культур?
Винер | Русская культура всегда была мне близка. Учась в узбекской школе, я, например, наизусть знала две главы из "Евгения Онегина". Да и вообще мне привили интерес к поэзии, архитектуре, музыке... Папа был известным художником, экспозиции "Третьяковки", Эрмитажа мне хорошо знакомы, я ходила туда, как паломник. Что касается Узбекистана, то и его культура не может быть мне чужой. Кроме того, что я родилась и воспитывалась там, стоит сказать, что и мой муж узбек. Он придерживается многих традиций, и я с удовольствием им следую. Если бы было иначе, мы не прожили бы в браке 32 года.
РГ | Я слышала, что свадьба вашего сына прошла по восточному обычаю.
Винер | Да. Мама моего мужа привезла национальную одежду, головные уборы, другие необходимые атрибуты. Лицо невесты было закрыто специальным платком, а у жениха на голове - чалма. Получилась настоящая сказка.