На столичном хозяйстве осталось студенческое правительство дублеров во главе с самим мэром. Завтра, 1 августа, состоится первое заседание нового кабинета. Что это: аппаратные игры, заигрывание с молодостью или что-то совсем иное? На вопросы корреспондента "РГ" ответила куратор проекта первый заместитель мэра Москвы руководитель комплекса социальной сферы Людмила Швецова.
Российская газета | Людмила Ивановна! Для вас наверняка не секрет, что к созданию студенческого правительства дублеров существует в городе и весьма ироничное отношение. Откуда вообще взялось это правительство? А главное - зачем? Мало, что ли, у городских властей по-настоящему серьезных проблем?
Швецова | Молодежное правительство было сформировано в феврале по итогам конкурсного отбора из студентов третьих-четвертых курсов 105 московских вузов. В ходе его из 185 участников отобрали 39. Происходило это на основе специального положения, подписанного мэром. Затем распоряжением правительства Москвы был утвержден персональный состав студенческого кабинета.
РГ | В общем, все как у больших...
Швецова | Да. Хотя честно скажу, что в самом правительстве нашлись люди, с улыбкой встретившие появление дублеров. Но вскоре и они были вынуждены признать, что свежий взгляд на городские проблемы, в расчете на который в немалой степени создавалось это правительство, не пустые слова. Особенно показательным оказалось заседание правительства, в ходе которого обсуждался вопрос о социально-экономическом развитии города на ближайшие три года. Вопрос - традиционный, и докладывавшие его экономисты "взрослого" правительства подошли тоже весьма традиционно. Сообщили, какой прирост ожидается в промышленности, торговле и других отраслях городского хозяйства, на сколько вырастут поступления в городской бюджет и в среднем доходы москвичей. Дублеры же подошли иначе. Они задали простой вопрос: а как все эти перемены скажутся на благополучии отдельно взятой семьи в столице? И загнали тем самым основной состав в тупик. У ребят же оказалось готово и решение проблемы: они предложили ввести в городское планирование формулу, которая поможет вычислять, как любая городская программа сказывается на качестве жизни москвичей. Мэр поддержал их. После этого первый зам. мэра, руководитель комплекса экономической политики и развития города Юрий Росляк уже сам предложил студентам подготовить на рассмотрение правительства еще один не менее сложный вопрос - о формировании регионального валового продукта и путях повышения эффективности этой деятельности.
РГ | Но завтра речь пойдет о программе "Молодежь Москвы" на 2007-2009 годы...
Швецова | Глупо было бы правительству Москвы, изучая молодежные проблемы, не взглянуть на них глазами самих молодых. Ведь из 10 миллионов жителей города почти 2 миллиона как раз молодые люди в возрасте до 30 лет. Как живут они, к чему стремятся, что им мешает, во что верят? Без ответов на эти вопросы невозможно сформировать целостную молодежную политику. Но парадокс состоит в том, что ее-то - с четко обозначенными целями, задачами, формами и механизмами реализации - в нашем государстве как не было, так и нет. И Москва, к сожалению, в данном случае не исключение, хотя по сравнению с другими субъектами Федерации она продвинулась дальше. В частности, еще в 2004 году принят Закон города Москвы "О молодежи". В первой программе "Молодежь Москвы", рассчитанной на 2003-2005 годы, была разработана, а сейчас уже реализована система мер, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для реализации молодыми своих прав, их участия в общественной жизни, решения их социальных проблем. Проект, который будет обсуждаться завтра на заседании студенческого правительства, - продолжение этой работы. Если говорить образно, главная цель городских властей - позаботиться не о спасательном круге для молодых, а дать им в руки весла, с помощью которых они сами проложат себе дорогу в жизни.
РГ | Для этого им нужна прежде всего возможность получить образование, а затем - работу по профессии.
Швецова | Именно потому основная задача программы "Молодежь Москвы" - создать равные стартовые условия для всех молодых москвичей. Даже для тех, кто не хочет сам учиться, городской закон о всеобщем среднем образовании вернул уже за парты сотни так называемых детей улиц, и теперь не учатся буквально единицы юных москвичей. В системе департамента образования города Москвы достаточно вузов, в которых можно получить высшее образование за счет государства. Координационные советы, созданные в каждой отрасли, помогают скоординировать потребности города и возможности получения москвичами тех профессий, в которых нуждаются городские предприятия. Причем не только традиционных: токарей, слесарей, машинистов кранов, но и дизайнеров, парикмахеров, стилистов, работников гостиничного бизнеса. Для того чтобы закрепить молодых специалистов в городском хозяйстве, многие из них, еще будучи абитуриентами, подписывают специальные контракты о своем обязательстве отработать после окончания учебного заведения три года на каком-либо предприятии или в бюджетной сфере.
РГ | Одно издание написало, что эта программа - покупка московскими властями лояльности молодых.
Швецова | Тогда давайте считать, что идет закупка оптом. Год назад, в пору борьбы с монетизацией льгот, правительство Москвы и Гордума покупали интересы стариков, сейчас - голоса молодежи, в будущем году, уже объявленном в столице годом ребенка, будем покупать семьи с детьми...Причем, подчеркиваю, это обходится столице не в 9 миллиардов рублей, как написало то издание, а гораздо дороже. Дело в том, что эта цифра отражает лишь средства, направленные из бюджета на первую городскую программу "Молодежь Москвы". А кто считал, сколько денег тратится на молодых через другие городские комитеты, - на развитие детского и подросткового здравоохранения, спортивной базы, образования и так далее. Если учесть, что молодежь составляет пятую часть населения столицы, то и тратится на нее не меньше пятой части городского бюджета.
РГ | Льготы молодым активистам, о которых писали СМИ, - тем же дублерам студенческого правительства, вошли в эти подсчеты?
Швецова | Не буду даже комментировать эти выпады газеты "Коммерсантъ": пусть разбирается суд, с иском в который по поводу этой публикации обратился глава комитета по делам семьи и молодежи Москвы Олег Пильщиков. Меня больше поразило то, как вся журналистская братия, схватив эту информацию из Интернета, с удивительной активностью взялась ее на все лады комментировать. Хотя большей глупости, чем якобы награждение активистов карточками на приобретение товаров по льготным ценам, трудно представить. Это в наши-то дни! Если это кого-то волнует всерьез, скажу однозначно: ни товаров, ни копейки денег дублеры не получают за свою работу. Разве что посчитать воду, которую им ставят на столы во время заседаний. Вот и все расходы бюджета на них.
РГ | А оплата учебы активистов в вузах за счет бюджета, предоставление им квартир существуют?
Швецова | Тогда по порядку. Именные гранты правительства Москвы - 470 рублей в месяц выплачиваются в Москве уже двенадцать лет. Их получают 10,5 тысячи студентов вузов за хорошую учебу, общественная активность тут ни при чем. Еще 30,5 тысячи остронуждающихся студентов получают по 350 рублей в месяц. Это материальная помощь. Учащиеся учебных заведений системы департамента образования г. Москвы, обучающиеся на бюджетной основе, с 1 сентября прошлого года имеют стипендии в размере 600 рублей. Еще 700 миллионов рублей в бюджете города на этот год предусмотрено на доплаты к заработной плате преподавателям вузов и укрепление материально-технической базы учебных заведений. Учащиеся учреждений среднего профессионального образования из малообеспеченных семей (чуть боле 14 тысяч человек) имеют бесплатное питание из расчета по 37 рублей в день. Вот и все денежные выплаты столичного бюджета студентам и молодежи.
Теперь - о квартирах. Бесплатно в столице их получают только очередники. Другого пути нет. Среди молодых пользуется популярностью программа "Молодой семье - доступное жилье". Она развивается по трем направлениям. Первое - это предоставление молодым семьям жилья в коммерческий наем с тем, чтобы в течение нескольких лет они могли накопить денег и с использованием бюджетной дотации приобрести квартиру на рынке. Второе направление - предоставление квартир по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа. Вначале при первоначальном 30-процентном взносе от стоимости квартиры они могли рассчитываться за нее в течение пяти лет, с этого года платить можно уже в течение десяти лет. Благодаря этим двум путям 9 тысяч молодых семей из числа очередников уже обзавелись жильем. Еще 600 семей в рамках программы, проживая в "револьверном фонде", продолжают накапливать средства для покупки квартир. Для улучшения жилищных условий молодых врачей и учителей на условиях аренды предоставлено 800 квартир. Полностью на программу пока израсходовано 13,5 миллиарда рублей, причем 8 миллиардов из них, или 60 процентов от суммы, город рассчитывает к 2009 году вернуть в бюджет.
Так что общественная активность и тут ни при чем. Хотя сказать, что нам абсолютно все равно - есть она у молодежи или нет, я не могу. Лично мне, например, очень понравился тезис, недавно прозвучавший из уст лидера одной общественной организации: "Мы хотим, чтобы Москва стала городом активной молодежи". Этого же хочет и правительство Москвы.
РГ | И все-таки не перебарщивают ли власти, пытаясь на всех уровнях поддержать общественную жилку? В столичных школах то и дело пишут сочинения на тему " Если бы главой управы был я", префекты административных округов обзаводятся помощниками из школьной и студенческой среды, а теперь власть в городе взяло студенческое правительство. Этот общественный призыв, как показывают социологические опросы, не остался без отклика - все больше ребят буквально со школьной скамьи рвутся в чиновники. А вот, скажем, желающих открыть свое дело, сетовал на недавнем "Деловом завтраке" в "РГ" министр правительства Москвы, руководитель департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаил Вышегородцев, ребят, готовых рисковать, теперь все меньше. Вас это не пугает?
Швецова | Не пугает. Более того, если сейчас, когда о чиновниках вспоминают чаще всего лишь тогда, когда идет речь о коррупции, когда среди руководителей действительно немало людей скомпрометировавших себя, то, что чистые и порядочные ребята хотят связать свою жизнь с государственной службой, может только радовать. Ну сколько еще сидеть секретаршами у бизнесменов талантливым девочкам с высшим образованием? Или парням с дипломами учителей, экономистов, юристов рваться хоть на плохонькую должность, но лишь бы в коммерческую структуру? А если еще и увидеть, как работают те же дублеры городского правительства! Они не засыпают на ходу, как некоторые чиновники, а реагируют на обсуждение любого вынесенного на обсуждение вопроса так же живо, как на стадионе во время футбольного матча. Аплодируют, кричат ура, свистят, когда кто-то несет чушь. Им это интересно. И если такое пополнение придет во власть, то любая власть от этого только выиграет.