18.07.2006 01:55
Поделиться

Подорожание алкоголя - "проделки" розничных продавцов

На прошлой неделе представители крупных винно-водочных предприятий собрались в Москве, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. В том, что ввели новые акцизные марки, нет ничего страшного. И появились они у производителей уже в феврале, но регламентирующий документ вышел только в июне - за месяц до внедрения новой системы учета. Выпускать продукцию и не вывозить ее предприниматели не могли - у предприятий нет больших складов. Пришлось приостанавливать работу. И уж никто не ожидал, что бутылки заставят возить на перемаркировку обратно на заводы. Зачем? Ведь в России масса оптовых складов, где это можно было бы сделать гораздо менее болезненно. Однако чиновники, как уже писала "РГ", упреки в свой адрес не принимают, считая, что предприниматели сами саботируют введение новых правил.

Что же происходит на рынке в то время, пока бизнес и власть не могут найти общего языка? "РГ" решила провести расследование в пяти регионах России. И вот какая получилась картина.

"Бордо" созреет в августе

Глобального дефицита нет, но "проплешины" на витринах очень заметны. Ассортимент алкогольной продукции на прилавках серьезно "подкосили" исчезнувшие из продажи импортные напитки. Но российские вина с Кубани и из Ставрополья есть практически везде. И с водкой - никаких проблем, правда, в основном она местного производства. Из других регионов ее практически не возят. Например, в Приморском крае после 1 июля объемы поставок сократились в 5 раз. Что же касается коньяков, то в продаже остался только дагестанский, да и то там, где его и разливают. Впрочем, на местных спиртовых и ликеро-водочных заводах объемы производства тоже упали. В Алтайском крае - в несколько десятков раз. И многие магазины здесь вообще отказались от винных отделов.

В некоторых регионах ситуацию усугубили местные власти. Так, в Петербурге запретили продажу спиртного крепче 15 градусов с 23 часов. Как сообщила корреспонденту "РГ" председатель одного из крупнейших петербургских корпоративных союзов предприятий малого и среднего бизнеса Елена Церетели, "до третьего чтения закона речь шла о запрете с 1 ноября. А введение запретительных мер с 26 июня для многих оказалось "громом среди ясного неба". Запрет на ночную продажу спиртного с 1 июля был введен также и в Новосибирске.

Ко всему прочему добавилась еще одна проблема. По новым правилам, индивидуальные предприниматели теперь могут торговать спиртным, только зарегистрировавшись в качестве юридического лица. Необходимо заново приобрести лицензию, стоимость которой на 5 лет доходит до 50 тысяч рублей. Как заявил "РГ" руководитель Воронежской лицензионной палаты Аркадий Можаитов, только 10 процентов индивидуальных предпринимателей переоформили лицензии. По его мнению, "нежелание торговцев перелицензироваться" связано не только с ценой лицензии. В соседней Белгородской области она стоит всего 15 тысяч, но там возникают те же проблемы, уточнил он. Просто индивидуальные предприниматели не хотят становиться юрлицами, "за которыми и контроля больше, и штрафы за нарушения у них на порядок выше". По данным Воронежского областного объединения предпринимателей "ОПОРА России", примерно половина магазинов, работавших в статусе "индивидуальный предприниматель", перестали продавать алкоголь, а некоторые торговые точки закрылись вовсе. А в Алтайском крае количество выданных лицензий снизилось вдвое.

Тем не менее региональные власти настроены оптимистично. "Даже если половина ликеро-водочных заводов встанет, спиртного все равно будет достаточно", - заявил корреспонденту "РГ" руководитель Новосибирского областного управления по регулированию потребительского рынка Николай Симонов. Спокойно оценивают ситуацию и на Алтае, отмечая, что, как только на федеральном уровне будет доработана нормативная база и участники рынка научатся работать по новым правилам, все само нормализуется. На Дальнем Востоке тоже сохраняют спокойствие, доверяя экономистам, которые полагают, что "в июле алкогольный рынок будет слабоват, но в августе ситуация стабилизируется".

Ваша марка бита

С возвратом "старого" алкоголя на предприятия-производители для перемаркировки дела везде обстоят по-разному. Правда, об объемах "невозврата" оптовики предпочитают не распространяться, ведь известно, что единственная причина тому - контрафактное происхождение напитков. По неофициальной информации, например, новосибирские оптовики вообще не пытаются отправить алкоголь производителям - считают, что слишком велики затраты на транспортировку. Поэтому там алкоголь перебрался с прилавков в подсобки ресторанов, откуда гораздо дешевле втихаря распродать его и спокойно ждать, когда появится алкоголь с новыми марками. Перелил вино в "правильную" бутылку - и концы в воду.

Зато многие алтайские заводы работают исключительно на прием и обработку "возврата". Однако край испытывает другие сложности. Здесь нет таможенного пункта, на котором можно было бы перемаркировать импортное спиртное. И местные оптовики вынуждены договариваться с московскими партнерами, чтобы через них провести перемаркировку. Похожая проблема и в Новосибирске. Как сообщил начальник управления по регулированию потребительского рынка Николай Симонов, через новосибирскую таможню спиртное не ввозится - его распространением в регионе занимаются московские фирмы. Кстати, таких таможенных пунктов, где можно перемаркировать спиртное, в России всего восемь.

Однако вчера Федеральная таможенная служба сообщила "РГ", что к выдаче в режиме он-лайн, то есть "подал заявку - получил", готово 299 миллионов акцизных марок. Это на сто миллионов больше, чем заказано импортерами. Уже выдано 103 миллиона акцизных марок, а штрих-коды нанесены на 73 миллиона штук, что почти в 10 раз больше, нежели две недели назад. Это значит, что доступ 73 миллионам бутылок с импортным алкоголем на российский рынок открыт.

Но цены уже поползли вверх.

В некоторых новосибирских магазинах российский коньяк подорожал вдвое. Впрочем, оптовики утверждают, что это "проделки" розницы, которая воспользовалась ситуацией. Сами же они отпускные цены не увеличивали и не планируют это делать. "У нас слишком жесткая конкуренция. Розничная сеть выбирает тех поставщиков, кто предлагает товар дешевле", - резонно заключают они. Однако алтайские чиновники все-таки прогнозируют дальнейший рост цен. И практически везде специалисты утверждают, что качественное импортное спиртное может подорожать процентов на тридцать. Но, возможно, не надолго. Потом, когда рынок снова привыкнет к изобилию, цены снизятся.

Электроника подвела

Российские предприятия-изготовители недоумевают: почему их заставили с 1 июля подключиться к Единой государственной автоматизированной информационной системе контроля и учета производства и продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), а импортерами эти "радости" отсрочили до Нового года. Впрочем, ответ они и сами знают: потому что отечественными предприятиями занимаются налоговики, а импортные поставки контролирует таможня, которая оказалась дальновиднее. Вообще идею ЕГАИС инициировали минфин, минэкономразвития, минсельхоз, таможенная, налоговая службы, а создание программного обеспечения поручили предприятию, подчиненному ФСБ. В результате теперь спросить за то, почему ЕГАИС работает со сбоями, не с кого. Оказывается, по словам промышленников, ее ни разу даже не протестировали. Разработчики не предполагали, что с транспортера бутылки уходят не по одной, а специальный щуп захватывает сразу 20 штук. В такой ситуации непонятно, как будет считываться информация с каждой из них. Увидев это на московском предприятии, разработчики уехали к себе дорабатывать систему. Да так и не вернулись.

Суть ЕГАИС в том, что в каждом субъекте РФ при налоговой службе теперь есть центр управления и контроля, куда стекается вся информация, считанная со штрих-кодов новых акцизных марок. Так налоговики контролируют производство и продажу алкоголя. Корреспондент "РГ" обратилась к сотруднику Федерального центра управления и контроля ГНИИВЦ Федеральной налоговой службы России. Он, правда, отказался дать официальный комментарий, но в приватной беседе заверил, что "технически ЕГАИС работает нормально". И добавил, что в России и раньше существовала система учета алкоголя по региональным маркам. Для тех, кто в ней работал, перейти на ЕГАИС нет никакой проблемы. Тем более что "подключают к ЕГАИС они по упрощенной спецификации, то есть нужен лишь обычный компьютер, и никаких суперсложных технологий". Не сделали этого лишь те, считает собеседник "РГ", кто либо совсем, либо временно решил покинуть этот бизнес, но "если в будущем у производителей такое желание возникнет, их подключат без проблем". Ответ на официальный запрос в Федеральную налоговую службу "РГ" пока не получила.

   Компетентно

Андрей Шаститко, генеральный директор Фонда "Бюро экономического анализа":

- Вряд ли стоит сегодня искать виновных в сложившейся ситуации. И бизнес, и власть стараются защититься друг от друга с помощью разных аргументов. Найти корень проблемы можно, если изменить постановку проблемы и не зацикливаться на традиционном вопросе: "Кто виноват?".

Введение в стране системы контроля ЕГАИС изначально предполагало изменения в нормативно-правовой базе функционирования алкогольного рынка. Такого рода изменения с учетом выгод, издержек, рисков, а также их распределения между всеми заинтересованными сторонами, по идее, должны заранее прогнозироваться и выявляться на ранних стадиях с помощью специальных процедур. Имея представление об общей практике законотворческой деятельности, могу сказать, что возникшая ситуация не уникальна и свидетельствует о том, что такого рода анализа проведено не было. Между тем, есть простые правила институционального проектирования, которые позволяют снизить риски ошибок и предупредить возникновение серьезных проблем в правоприменении. Это не пояснительная записка к законопроекту, в которой другими словами пересказывается текст документа, в лучшем случае показывая преимущества новой нормы. В некоторых странах применяется правило: если какие-либо ведомства разрабатывают проект нормативного акта и при этом нет экспертной прогнозной оценки последствий, то этому документу просто не дадут дальше хода. К сожалению, в России на стадии создания законов нет соответствующих "фильтров", а, следовательно, не учитывается социальный, рыночный контекст, в котором предлагается реализовывать закон. Вот почему не получается внедрять многие законы безболезненно. Отсюда же вытекает и проблема несогласованности ожиданий и стимулов как представителей бизнеса, так и специализированных регуляторов со стороны государства. Можно с высокой вероятностью предположить, что обострению ситуации способствовали неадекватные ожидания участников алкогольного рынка. В частности, то, что они не были настроены на серьезные негативные последствия для своего бизнеса.