07.06.2006 00:30
Поделиться

Карусельный сезон собирает первые жертвы

Кто ж представит себе лето без выездов на пленэр и походов в парки отдыха, где ждут всевозможные американские горки, батуты, «Орбиты» и «Сюрпризы». Да вот беда: иногда такие сюрпризы оказываются печальными. Насколько смело можно рисковать на каруселях городов Верхневолжья, выясняла корреспондент «РГ».

Хозяин горы

Несмотря на то, что по-настоящему теплых дней выдалось пока еще совсем мало, в Вологде уже два ЧП, связанных с детскими аттракционами. В обоих случаях виновники - надувные батуты. В День Победы девятилетний мальчишка вылетел за бортик резиновой игрушки и получил сильные ушибы головы и позвоночника. Ребенок до сих пор находится в больнице, и хотя, к счастью, перелома позвоночника у него нет, после выписки ему придется еще не одну неделю провести в корсете. Несколькими днями позже жертвой надувного батута, уже другого, оказался пятилетний мальчуган: на аттракционе он сломал руку. По словам мамы ребенка, за ним недоглядела оператор аттракциона, запустившая на «взлетную полосу» вместе с пятилетним малышом двух девочек, явно превосходивших ее сына по весу, росту и, соответственно, возрасту. Чего по правилам не должно допускаться. У руководства парка мнение оказалось иное: документация на аттракцион в полном порядке, виновны же в таких ЧП родители, которые сами зачастую пытаются ускорить процесс ожидания, отчего и пропихивают свое чадо вне очереди, тем самым увеличивая число детей, прыгающих на батуте.

Как бы то ни было, батуты, особенно солидных размеров, и надувные горки специалисты относят к одним из самых травматичных аттракционов. А никакого инструктажа родителей и детей, как правило, операторами не проводится, как нет и особого контроля за веселящимися ребятишками. В Иванове с прошлого лета тянется судебный процесс между владельцами широко разрекламированной как самой большой в России «Мега-горы» и родителями пострадавшей во время спуска с этого аттракциона девочки. Как прокомментировали ситуацию ивановские медики, случаи травматизма на этой горке были не единичны. Скатившись, дети получали осколочные переломы локтевого сустава, повреждения связок суставов, травмы позвоночника. И хотя в прошлом году инспекция по труду после проверки не нашла формальных оснований для закрытия аттракциона, в году нынешнем городские власти не выдали владельцам «Меги», уже готовых было обосноваться в парке имени Степанова, разрешение на постой. От греха подальше.

Эх, прокачу

Что же ждет в нынешнем карусельном сезоне жителей городов Верхневолжья?

Как пояснил руководитель ярославского объединения парков директор МУП «Парк культуры и отдыха» Андрей Мурашов, за последние полтора года у них появилось четырнадцать новинок. Андрей Юрьевич уверен, ярославские мамы и папы могут спать спокойно, ярославские аттракционы новые и оттого безопасные. Средний их возраст 3 года, самому старому 7 лет. Исключение составляет лишь парк нефтяников, где всем механизмам не один десяток лет - и вид затертый, и изношенность такая боком выйти может. Но ситуация вот-вот должна разрешиться - к  следующему году этих инвалидов не останется. Существует и ежедневный осмотр аттракционов специалистами.

В ивановском парке имени Степанова один из заместителей директора, почему-то не пожелавший называть свое имя, заверил корреспондента «РГ» в телефонном разговоре, что без приемки межведомственной комиссии ни один аттракцион не эксплуатируется. «Техническое их состояние сейчас проверяет коммерческая фирма из Москвы, имеющая лицензию на такой вид деятельности. Кстати, деньги на эти мероприятия были выделены из бюджета только что». Из разговора получалось, что большинство аттракционов парка еще не работают, хотя у самих ивановцев эта информация, возможно, и вызовет удивление.

В Череповце этой весной появилось пять новых аттракционов. И как заверяют городские чиновники, главными критериями при отборе каруселей стали их безопасность и качество. Все новинки изготовлены в России и отвечают требованиям безопасности. А те, что уже были в работе, в сентябре прошлого года скопом прошли экспертизу подмосковной фирмы, имеющей сертификат от заводов-изготовителей. Весной же специалисты парков еще раз проверили состояние аттракционов.

Однако практика показывает, что даже технически состоятельные карусели могут быть причиной травм. Как, например, случилось в Иванове два года назад. Тогда из-за внезапного отключения электроэнергии на городской подстанции произошло экстренное торможение аттракциона «Сюрприз», в результате которого несколько человек получили травмы.

Как и любой механизм, карусели - источник повышенной опасности, и халатности здесь быть не может. Этой зимой в Тверской области карусель убила ребенка. Бежецкому суду еще предстоит поставить точку в этом деле: на днях прокуратура передала служителям Фемиды материалы дела. Сторона обвинения настаивает на том, что именно халатность руководителя парка культуры и отдыха стоила так дорого. Директору вменяется в вину статья 109 ч. 2 УК РФ - причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей. Зная с осени о том, что штатный замок, блокирующий вращение аттракциона «Сюрприз», погнут и неисправен, а сам аттракцион разблокирован, она не предприняла никаких мер для обеспечения безопасности карусели. ЧП случилось в начале января этого года. Двое мальчишек вечером забрались в парк, раскрутили незаблокированную платформу, и когда один из них попытался пролезть между подъемной стрелой и фермами вращающейся основы, то не сумел увернуться… Спустя несколько минут от полученной тупой травмы головы тринадцатилетний подросток умер.

По правилам и без

По словам специалистов, в большинстве городов механические аттракционы изживают свой срок и не обновляются. В среднем срок действия всевозможных «Сюрпризов» и «Орбит» 10-15 лет, после которых полагается капитальный ремонт и серьезное техническое освидетельствование. Как правило, им и продлевают срок службы, а потом еще и еще. Вроде исправен, но, когда ресурс выработан, любая техника потенциально опасна. Так, по данным министерства культуры РФ за 2003 год, из 2400 аттракционов страны более 70 процентов выработали свой ресурс.

Поэтому особо удивительно, что сертификация аттракционов в нашей стране - дело сугубо добровольное. Если хозяин аттракциона хочет пройти сертификацию, то он ее проходит, а если нет - нет. Так и получается, что состояние аттракционов, а значит, и безопасность граждан практически полностью отдается на откуп владельцам карусельного шоу.В начале сезона, как правило, и в Ярославле, и в Иванове, и в Твери собирается межведомственная комиссия из представителей инспекции по охране труда, чиновников районных администраций, но качели крутятся каждый день… Опять же, при проверке одно дело документы посмотреть да визуально оценить механизм, и совсем другое - детально оценить техническое состояние, провести все необходимые измерения.  Межведомственная комиссия занимается, как правило, первым. Оценивают же реальное состояние механизма, проводят все необходимые измерения сторонние коммерческие организации, которых приглашают, опять же, владельцы каруселей.

В Москве накануне карусельного сезона специальная комиссия из инспекторов Мосгостехнадзора массово провела зачистку каруселей и выдала каждому исправному аттракциону специальную табличку от своего ведомства. Теперь любой гражданин может удостовериться в безопасности своего «полета». Ни в Иванове, ни в Ярославле, ни в Вологде такой практики почему-то нет. Радостно за москвичей, но за себя обидно. В ивановской инспекции по труду откровенно поделились, что у них десять сотрудников на всю область, за каждой каруселью не усмотришь. Тем более, что круг их обязанностей значительно  шире.

И уж совсем темный лес в смысле безопасности - работа передвижных аттракционов. Переезжающих с места на место луна-парков или других развлечений, размещающихся не в парках, а на городских улицах. Разрешения на их работу выдаются городскими администрациями, а согласование с технадзором требуются по законодательству позже. Несложно догадаться, что при выдаче согласия чиновники руководствуются просмотром всей документации и суммой, вносимой владельцами аттракционов в местную казну. Реальное состояние механизма или надувной горы зачастую оказывается «за кадром».

Нет, вовсе не значит, что детей из-за всей этой черной статистики стоит лишать удовольствия прокатиться с визгом на карусели. Но все же риск можно свести к минимуму. Специалисты уверены, сделать это возможно лишь за счет введения единой системы сертификации аттракционов и большего контроля со стороны властей. Кстати, и сами «карусельщики» этого не отрицают.