Лена учится на "факультете букв" - так у них называется филфак, который расположен в здании постройки XIII века. Жиронский университет - один из старинных университетов Испании.
Первое, что бросается в глаза на занятиях - вольность поведения студентов. Войти в аудиторию и выйти можно когда угодно, не спрашивая для этого разрешения. Студент может посреди занятия собрать свои вещи и уйти - преподаватели не обращают на это никакого внимания. Не обязательно конспектировать лекцию. Не принято проверять студенческие конспекты. Вместо проверки вас отведут в "комнату печати" и сами выдадут вам краткие конспекты по предмету. В этой комнате можно найти планы всех предстоящих занятий, вопросы к ним, списки литературы. Лекции можно не посещать, а прийти в начале семестра, взять списки тем по дисциплине, а затем в конце семестра сдать экзамен. Вдруг вы вундеркинд? Преподаватель не будет считать личным оскорблением то, что вы не посещали его лекции. Конечно при наличии знаний.
Но все-таки я бы не стала игнорировать сами занятия. Одна лекция по испанской филологии, куда я попала случайно, заставила меня просидеть полтора часа с открытым ртом, а затем прийти еще и на следующую - это при том, что я совершенно не владею испанским языком. Преподаватель ходила по аудитории, подходя к студентам, вступая с ними в диалог, застывала в драматической позе и начинала читать стихи, чертила на доске схемы, просила студентов составить свои, вступала с ними в дискуссию…
В общем, театр одного актера. Зевать совершенно не хотелось.
Здесь нет постоянных учебных групп. Переходя с пары на пару, каждый раз мы оказывались среди новых людей. В конце концов, у меня закралось подозрение, что подруга просто не достаточно хорошо ориентируется в университете и учебном процессе, и мы вот уже третий раз приходим не на то занятие, на которое нужно. Но оказалось, что дело в другом. Просто в университете нет определенного списка предме-тов на каждый семестр. Помимо нескольких обязательных предметов, студент сам выбирает остальные, дополнительные. Поэтому группу сформировать невозможно, сколько студентов — столько вариантов расписания.
Нет и курсов. Нет строгого количества лет обучения в университете. Для учащегося главное — набрать к концу обучения определенное количест-во баллов (кредитов), которые даются за каждый экзамен. Можно выбрать помимо обяза-тельных, один дополнительный предмет, а можно записаться на максимальное количество предметов, чтобы постараться за одни год набрать все необходимые кредиты.
Задание, которое в российских университетах рассчитано на полтора часа работы, здесь способны обду-мывать в течение месяца. Так, например, моей подруге на паре была задана письменная работа объемом три страницы. Срок сдачи был через месяц. Она недоумевала, почему так надолго, волновалась, что не поняла задания. А когда пришла на пару, выяснилось, что готова только она одна! Остальные не справились с филологическим заданием на своем родном языке. Преподаватель сочувственно покачал головой и… сказал принести задание через месяц. Если вы что-то не поняли на паре, можете послать преподавателю на e-mail письмо с вашим вопросом и получить подробный ответ в течение двух дней. Идеальные условия для изнеженных ленивцев. Главной особенностью испанского образования показалась его… комфортность. Так бы и училась всю жизнь. Наверно, так считают и сами испанцы. Ведь в Испании "студент"» — это вовсе не значит "молодой человек". Там после 60 лет студентам обучение обходится вдвое дешевле.