15.05.2006 23:30
    Поделиться

    Несколько тысяч кубанцев стали должниками компании сотовой связи

    Тариф для мертвых душ

    Все началось, когда в Краснодарском крае сотовая компания объявила о новых тарифных планах. Согласно практичным расчетам специалистов, абонент получал возможность разговаривать по сотовому телефону очень долго, абсолютно не заботясь о том, что на его счету вот-вот кончатся деньги. Связь не прерывалась, даже если абонент уходил в минус на несколько тысяч. По задумке, тариф был рассчитан на обеспеченных и обязательных граждан, которые могли в конце месяца оплатить свой долг.

    Чтобы набрать как можно больше абонентов сети, в сотовой компании ввели дополнительные льготы и даже премии для дилеров и субдилеров. За каждого подключившегося фирма платила им несколько долларов, поэтому работники любой конторы или ларька оказались заинтересованы в подключении новых клиентов. Именно с этого момента на Кубани стало твориться невообразимое.

    – В самой сотовой компании заметили, что некоторые абоненты задолжали не один десяток тысяч рублей за общение, – рассказывает корреспонденту «РГ» начальник отдела по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка милиции общественной безопасности ГУВД края Александр Боязников. – А когда на домашний адрес пользователей отправили уведомление, выяснилось, что многие из них уже давно... умерли. Сотовая компания обратилась в милицию.

    Правда стала всплывать буквально с первых дней работы оперативников. Сотрудники МОБ (милиции общественной безопасности) зафиксировали факты оформления телефонных номеров дилерами оператора сотовой связи на паспортные данные умерших людей. Предположительно, база данных такого рода могла быть куплена на одном из радиорынков краевого центра.

    Несмотря на то что деятельность нескольких контор была пресечена, заявления от пострадавших пользователей продолжали поступать в различные подразделения внутренних дел милиции. В результате этим делом занялись и остальные службы ГУВД. И, как выяснилось, не зря.

    Кто в минусе

    В Краснодаре около 900 пенсионеров одной из ветеранских организаций стали обладателями сразу нескольких десятков номеров каждый.

    – Когда к нам обратилась одна из пострадавших, мы провели предварительное расследование и выяснили, что некий молодой человек (имя и фамилия которого в интересах следствия не распространяется) продал руководителю дилерской конторы паспортные данные пенсионеров за 450 рублей (из расчета 50 копеек за одну фамилию). А тот, недолго думая, оформил номера на имеющуюся базу, – сообщил корреспонденту «РГ» заместитель начальника управления специально-технических мероприятий при ГУВД Краснодарского края Владимир Брага. – После чего продавал их, разумеется, предупреждая, что номер оформлен на другого человека.

    Многие граждане приобретали такие номера с уверенностью, что когда придет время платить по счетам, их не найдут. Они разговаривали с Америкой, Израилем и Москвой, зная, что претензии предъявят не им, а тем, на кого оформлена сим-карта. Поначалу так и было. Руководство компании отправляло письма с требованием оплатить должок, а недоуменные пользователи шли разбираться в головной офис или, подозревая неладное, обращались в милицию. В нескольких случаях расследование проводилось совместно со специальным отделом сотовой компании. Работники фирмы выясняли, когда и где работала эта сим-карта, с какими абонентами велась связь через телефон и знакомы ли пользователь и «хозяин» номера между собой. Если оказывалось, что их пути никогда не пересекались, то требования об уплате долга с недоумевавших граждан снимались и все силы бросались именно на розыск «халявщиков».

    В рамках расследования дела о 900 пенсионерах сотрудникам управления специально-технических мероприятий удалось найти двоих жителей Краснодарского края, которые приобрели в конце прошлого года номер, зная, что он оформлен на другого человека. Меньше чем за неделю переговоров со своими американскими знакомыми они ушли в минус почти на 19 тысяч рублей. Когда предприимчивых кубанцев обнаружили, они во всем признались и погасили «переговорный» долг. Иначе, по словам оперативников, их ждала не только гражданская ответственность, но и тюрьма.

    В деле о липовых абонентах, которое расследовали сотрудники МОБ, также вскрылось много интересных деталей. Например, в ходе проверки работы дилеров выяснилось, что на паспортные данные пенсионерки из Северского района было оформлено сразу девять номеров. Неудивительно, что спустя всего пару месяцев ни о чем не подозревающая женщина получила к оплате счета более чем на 30 тысяч рублей. Но это, как утверждают оперативники, не предел. На Кубани есть человек, за которым числится девять тысяч номеров!

    В процессе расследования этих громких мошенничеств многие дела объединялись в общие производства. Теперь дилерам и субдилерам придется нести за свои аферы уголовную ответственность. В отношении многих руководителей таких фирм сотрудники прокуратуры возбудили уголовные дела по статье 159 УК РФ «Мошенничество» и 165 «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием».

    Сотовая компания понесла ущерб на несколько миллионов долларов. Десятки тысяч жителей Краснодарского края оказались так или иначе втянутыми в это «бесконтактное» жульничество.

    Две стипендии за ночь

    – Бывало и так, что гражданин приходил оформлять номер для своей любимой и преподносил ей очень неприятный сюрприз, так как нечистые на руку субдилеры следом оформляли на эти же паспортные данные сразу несколько десятков номеров, а счета затем скапливались в руках удивленной подруги, – продолжает свой рассказ Владимир Брага. – За несколько месяцев заварилась такая каша, которую нам придется расхлебывать как минимум до конца года. Уже установлено, что едва сотовая компания объявила о денежном поощрении за каждого подключившегося, в Краснодаре было создано несколько дилерских и субдилерских компаний-однодневок, которые за считанные дни «подключали» таким же бесконтактным способом сразу по 10 тысяч человек, потом получали деньги от сотовой компании и пропадали. Как выяснилось, всю грязную работу за них делали студенты. Хозяин одной из лже-контор размещал объявление на интернет-сайте, обещая хороший заработок за непыльную работу. Будущим специалистам предлагалось заполнить за ночь тысячу анкет (по рублю за бланк). Студенты, используя предоставленную базу паспортных данных, от лица хозяина документа «покупали» сим-карту и обязывались платить по счетам. Так всего за один вечер с помощью шариковой ручки и отсутствия желания задавать лишние вопросы они зарабатывали две месячные стипендии.

    Есть и другие случаи телефонного обмана. Сейчас кубанские милиционеры проводят проверку в отношении одной пенсионерки, которая задолжала сотовой компании порядка 60 тысяч рублей. По предварительным данным, при подключении субдилеры убедили ее в том, что она может разговаривать по телефону сколько хочет. Женщина давала свою мобильную трубку всем знакомым, а потом узнала, что за ней числится баснословный долг. Насобирав у близких необходимую сумму, она пришла платить по долгам. Но в той самой конторе ей объяснили, что долги она может погасить очень просто – прикупив еще номеров на эти деньги. Что бедная пенсионерка и сделала. Но спустя всего несколько дней она вновь получила уведомление от сотовой компании, что долг остался непогашенным. Тогда женщина и обратилась в милицию.

    Дело о массовом мошенничестве имеет много корней. В первую очередь, как утверждают специалисты, жители Кубани в прямом смысле поплатились за дух соперничества сотовой компании, желавшей оставить конкурентов далеко позади. В погоне за большим числом абонентов она перестала обращать внимание на качество заполненных договоров. И если в итоге большую часть потерянных денег компания вернула (за счет тех же самых дилеров и предприимчивых пользователей, которых обязала оплатить долги), то с последствиями введенного тарифного плана она будет разбираться еще долго. Ведь такого рода сим-карты, хоть и неофициально, еще продаются на рынках Кубани, а тарифный план продолжает действовать.

    Комментарий

    Сергей Цапенко, адвокат Краснодарской краевой коллегии адвокатов:

    – Около года назад волна подобных лже-клиентов захлестнула гипермаркеты. А когда при оформлении кредита магазины ввели самые строгие правила и стали требовать массу документов, такие случаи сократились в несколько раз.

    Раньше при подключении абонента сотовой связи к договору прикрепляли копию паспорта. Хотя, конечно, и это не является абсолютной защитой. Некоторые банки при выдаче кредитов не только снимают ксерокопии всех важных документов, но и фотографируют клиента, занося фото в базу данных. Уверен, для предотвращения мошенничества любая серьезная компания может предпринять такие же меры. А в данной ситуации основная вина лежит на дилерах и субдилерах сотовой компании.

    Гражданам стоит посоветовать только одно – не подписывайте договора не прочитав. Ведь даже если кто-то взял кредит, использовав ваши паспортные данные или, как в этом случае, оформил несколько номеров, решающим моментом станет подпись. Если она принадлежит вам – вы виновны, следовательно, должны отвечать, если нет – взятки гладки.

    Поделиться