11.04.2006 00:20
    Поделиться

    Театр села Пугачи закрывает пятый сезон

    На сцене Пугачевского театра играют глава местной администрации, директор школы, главный инженер, повара, учителя. Режиссирует пьесы директор ООО "Агротех Гарант "Пугачевский" (говоря советским языком - председатель колхоза). В селе Пугачи закрывается пятый театральный сезон. Корреспонденты "РГ" отправились посмотреть на все своими глазами.

    Не хуже, чем в телевизоре!

    Нас предупредили - дороги в Пугачи нет. По-городскому махнув рукой - "да ладно", мы лихо выехали из Воронежа и через два часа заглушили двигатель на последнем куске асфальта. Дороги в Пугачи не было.

    К обочине уже пристроились потрепанные "Жигули", европейский "фольксваген" и отечественный внедорожник "УАЗ". Ехать вперед никто не решался. На горизонте лениво ползал трактор.

    - Я здесь третьи сутки живу, - сообщает нам хозяин "Фольксвагена". - Были тут нетерпеливые. Сидят теперь...

    - Мы к вам в театр собрались, - расстроились мы.

    - Что ж вы раньше-то не приехали?! - сокрушается он. - У нас такой спектакль был! Мы не хуже, чем в телевизоре играем! Я-то в этом спектакле не играл, у меня жена играла.

    Нового знакомого зовут Алексей Бобенков. Он занимается коммерцией. В этот раз Алексей пытался доставить в село продукты. Мы уже собрались расспросить его о роли искусства в жизни современного человека, как навстречу выполз трактор. Развернувшись, он в очередной раз направился прокладывать дорогу в Пугачи. Решено было отправиться вслед за ним. Если что - вытащит.

    Как директор стал режиссером

    Театр в Пугачах придумала пенсионерка Валентина Ивановна Мананкова. Ей очень хотелось поставить спектакль на сцене клуба.

    - Помогу, чем могу, - сказал председатель.

    - Утро начиналось с того, что мне звонила Валентина Ивановна и просила, чтобы агроном был на репетиции в 6 часов, - смеясь, вспоминает Александр Анатольевич Лепинский. - Я чуть ли не силой их загонял.

    Сначала в клубе ставили пьесы русского классика Островского. А недавно решили сыграть из современного. "Семейный портрет с посторонним".

    - Я поехал в Воронеж, а Валентина Ивановна меня попросила привезти оттуда сценарий, - рассказывает Александр Анатольевич. - Сценарий привез, а она даже не успела его прочитать - умерла. Мы ее похоронили, помянули. Ну, театр собрался: режиссера нет, а интерес уже появился. А так как я по утрам их гонял на репетиции, они мне говорят: "Давай ставить спектакль". Стали усиленно репетировать. Успех был потрясающий. Да они у нас все "на ура" идут, - гордо сообщает режиссер. - А в последнем - вообще настоящая игра была!

    - А все-таки, как вы умудрились взрослых людей заставить после работы, когда всем хочется скорее домой на диван, идти на какие-то репетиции?

    - Я им просто говорю: ребята, не так весело мы живем в деревне.

    И если сначала сказали, что согласны, то потом, когда они отлынивают, я пользуюсь своим административным ресурсом. Ты сказал, что ты талантлив, ты роль получил, кроме тебя еще куча человек репетирует, а ты вдруг ушел.

    - А вам это зачем? - не отстаем мы.

    - Жизнь ведь проходит, - говорит Лепинский. - Ну, приехал утром на наряд, трактора выехали, зерно убрали, зарплату получили - каждый день одно и то же.

    Это роль, это не по жизни

    Первый спектакль Валентина Ивановна расписала так, что каждый играл сам себя. Игры не было. Вышел на сцену и ходи как ходишь. Актеры просто произносили свои слова.

    - Тогда упор был на наряды и декорации, - вспоминает Александр Анатольевич. - Декорации были очень красивые, их у нас завклуб делает. Мировой человек! Платья сами себе шили, вещи под старину находили.

    Зато теперь все серьезно. Артисты перестали бояться сцены.

    - Я в этом году сказал, что будем работать над лицом, чтобы все наши чувства лицо выражало. А тут еще наша районная власть объявила, что нас на народный театр вроде представили.

    Репетиции в Пугачевском театре начинаются осенью, а весной устраивается премьера. Летом артисты расходятся по полям и огородам.

    - Так что сейчас у нас театральный сезон закрывается, - говорит Лепинский.

    Осенью Пугачевский театр начнет репетировать новую пьесу "Бабий бунт". Сценарий нашли в записях Валентины Ивановны, расписали, раздали роли.

    - Как же вы со своими артистами ладите?

    - Бывает, начинают спорить: "...а я считаю что так". Михаил Саликов должен был играть роль трусливого мужчины, а он заявляет: "Чего это я должен бояться"? Я говорю: "Это же роль, это не по жизни". А Пугачи - село с юмором. Здесь это основное качество. Вот когда мы "Медведя" репетировали, была сцена, где агроном наш (мой одноклассник) должен был мою жену обнимать. А я сижу в зале и вижу, что никакой страсти нет. Я ему кричу: "Тебе что, моя жена не нравится или ты в совхозе работать не хочешь?". Тут уж он, конечно, кидается со всей страстью.

    - Мать у меня литератор, - продолжает Александр Анатольевич, - а сестра ее - математик. В жизни нигде не играла, а теперь - ведущая актриса. Мама пришла на спектакль и говорит: "Ну надо же, она ни бэ ни мэ - и уже актриса, а я литератор - и ни разу на сцене не была!". Я говорю: "Мам, будет роль лет на семьдесят, я тебе дам", а она: "Зачем мне на семьдесят? Ты на сорок дай!".

    Энтузиазм у нас такой

    На сцене - стены из ткани, полиэтиленовое окно. На круглом столе электрический самовар. Кто-то робко перебирает клавиши дряхлого пианино.

    Пока актеры переодеваются, расспрашиваем главу администрации Евгения Александровича Ладенкова об актерских секретах.

    - Я по жизни человек скромный, а в спектакле была сцена, где мне обниматься надо, очень было не по себе, - признается "голова".

    - А текст как учите? Выезжаете на поля со сценарием?

    - Слова учил на репетиции. Бывало, конечно, выходишь на сцену и забываешь, что говорить, но у нас есть суфлеры, которые за декорациями подсказывают.

    - Вы сами пришли в театр или?..

    - Да ну, это все делается от души. Председатель, конечно, может своим специалистам сказать: "Надо", и они, скрипя зубами, идут. У нас постоянно аншлаг, - скромно сообщает Евгений Александрович. - Здесь зал на 420 мест: когда премьера идет, из соседних деревень приезжают. Такой восторг! Может, не столько пьесу воспринимают, сколько своих земляков на сцене. Сейчас будем водевиль готовить, мужчин там очень много будет. Говорят, "голова" в первую очередь должен там быть. Ну, раз надо - сыграю, - улыбается он.

    Оставшимся в зале артистам мы задаем тот же вопрос: неужели пришли на сцену не по приказу?

    - Я ж сказал, звоню и говорю, чтоб были, - повторяет Лепинский.

    - Да мы сами идем, энтузиазм у нас такой, - перебивают его актеры.

    - У нас таких приказов не издается, просто личная инициатива, - подтверждает местный врач Алевтина Яковенко. - Меня вот агитируют в театр, в хор, но, к сожалению, времени нет. А вообще я считаю, что это дело только пользу здоровью приносит. Это стимул. Да и в организм кислород поступает.

    В клубной гримерке шумно и весело.

    - Прически мы в парикмахерской делаем. Я перед спектаклем, когда барыню играла, даже на валике спала, чтоб прическу не помять, - важно, по-барски говорит актриса Анна Ивановна Толстолуцкая, в обычной жизни - учительница начальных классов.

    - Обед или ужин дома готовим и роль учим около плиты. А ночью ляжешь спать и опять: "ду-ду-ду-ду-ду", - говорит Анна Ивановна. Перед премьерой

    записываем себя, и смотрим до 12 ночи, ошибки исправляем, а как же?

    - Мы живем в этом клубе! - хохочут актрисы. - Хороша! - нахваливают женщины барыню Анну Ивановну.

    - Вы, когда костюмы надеваете, как себя чувствуете? - интересуемся мы.

    - Мы себя очень плохо чувствуем, когда усы на клей "Момент" приклеиваем и детской присыпкой седину делаем, - притворяясь обиженными, перебивают мужчины женские восторги.

    - Наверняка бывает, что и не хочется идти ни на какую репетицию?

    - А что ж! Бывает! Придешь еле-еле, а потом - так хорошо! - дружно признаются актеры.

    - Зачем вам это? - не унимаемся мы.

    - Так это просто жизнь! Вот рядом есть село, а театра там нет, так они к нам ездят! На все спектакли. Так они расстроились, что на 8 Марта к нам не попали, дороги не было!

    Играть для нас сегодня не будут

    Театральный сезон закончился. Красивые костюмы из пьес Островского принесли для фотосъемки.

    На сцене в платьях и прическах позапрошлого века, за круглым столом с самоваром замирают артисты. Фото на память.

    - А спойте что-нибудь? - просим мы на прощание.

    - Мы вам свою песню споем, про Пугачи, - с удовольствием откликаются на просьбу артисты, - Михаил Николаевич пишет музыку, он у нас "золотой голос Пугачей", в школе преподает музыку.

    Михаил Николаевич Саликов (тот самый, который не хотел играть трусливого мужчину) берет в руки старый баян, пробует кнопки. Песню поют все - мужчины, женщины, начальники, подчиненные. Поют по-настоящему.

    Прощаясь с труппой пугачевского театра, мы еще раз попытались выяснить истинные мотивы их энтузиазма - зачем им вся эта самодеятельность?

    - Вам интересно? - строго спрашивает нас Лепинский.

    Интересно, киваем мы.

    - А зачем тогда вопросы задаете? Если бы этого не было, - терпеливо объясняет он, - разошлись бы по домам, смотрели бы телевизор, толстели. Вы когда-нибудь были на репетиции? Ведь с каждой со слезьми уходишь домой, столько смеха, столько юмора.

    Спектакль "Семейный портрет с посторонним", вернувшись из Пугачей, мы смотрели на DVD. Смешная картинка из сельской жизни. Режиссер - Александр Анатольевич был прав, актеры и в самом деле жили на сцене. Оператор, желая запечатлеть реакцию зрителей, то и дело поворачивал камеру в зрительный зал. Зрители были довольны.

    Поделиться