21.03.2006 04:00
Поделиться

Правительство взялось за бюджет-2007

Активный вектор против ограничений

Таким образом, правительство приступило к активной подготовке проекта федерального бюджета на 2007 год и очередного трехлетнего финансового плана на 2007-2009 годы. Причем на этот раз, судя по всему, это будет не просто "активная" подготовка, а попытка разработки по настоящему активного для экономики главного финансового документа. Отныне бюджет не на словах, а на деле из простой "большой кассы" государства должен стать мотором его развития и стимулом экономического роста. В частности, предполагается, что в результате реализации национальных проектов и мер стимулирования инвестиционной активности среднегодовые темпы роста экономики удастся повысить с 5,7-5,9 до 6,2-6,3 процента.

Будет приостановлена также тенденция затухания роста производительности труда, динамики реальной зарплаты и доходов населения. При этом одновременно будет осуществляться жесткая антиинфляционная политика с тем, чтобы стимулы и льготы инвестициям, жилищному строительству и развитию высоких технологий не трансформировались в банальное повышение цен.

Вместе с тем, очевидно, что и в новой версии сценарных условий остается чрезмерная вариативность и действие ряда ограничений структурного, инфраструктурного и внешнеэкономического характера. По сути дела, правительство вновь обозначает лишь условия ускорения темпов роста и модернизации экономики, не испытывая особых иллюзий насчет того, насколько реальными и действенными рычагами воздействия на хозяйственную активность оно располагает.

Как добиться искомого процента

Прежде всего, пока не видно особого позитива именно в реализации того пакета дополнительных стимулирующих мер, на которые рассчитывают разработчики новых сценарных условий. В самом деле, одно дело обсудить и принять как парадигму то положение, что осуществление национальных проектов принесет в копилку роста ВВП целый процент. И совершенно другое - посмотреть, как сейчас реально разворачивается, скажем, проект строительства доступного жилья, жестко критикуемый не только независимыми экономистами, но самим первым вице-премьером Дмитрием Медведевым. Как говорится, почувствуйте разницу: что там у нас видно в конце тоннеля? Строители в один голос говорят, что им не хватает мощностей, финансисты - что у них нет длинных и дешевых денег и госгарантий под ипотеку, высшие федеральные чиновники сетуют на коррумпированность в предоставлении участков под застройку. Антимонопольная служба выявила 90-процентный уровень нарушений, есть предложение подключить к расследованиям Генпрокуратуру (подробнее см. "Российскую газету" от 15 марта). Между тем, на этот рынок полноводным потоком продолжают литься пресловутые нефтедоллары и откровенно спекулятивный капитал, взвинчивающий цены на квадратные метры даже в регионах до уровня, когда сам термин "доступное жилье" начинает восприниматься не иначе как с горькой иронией. Инерция негатива настолько сильна, что ситуация с каждым месяцем ощутимо загоняется в клубок неразрешимых противоречий, которые пока что остается лишь констатировать.

Ценовые пороги

Следующий большой-большой вопрос - инфляция. За первый квартал уже набрали 5,2 процента при годовом ориентире 8-9 процентов. Правительство рассмотрело и фактически одобрило амбициозный и довольно эклектичный набор антиинфляционных мер, где причудливым образом сочетаются как монетарные, так и административно-институциональные рычаги. Разные ведомства предлагали разное - вот и получился пестрый пакет. Минфин, например, предлагает ограничение бюджетных расходов, контроль за их эффективностью, стерилизацию денежной массы и привлечение населения в финансовые инструменты. В теории все грамотно и профессионально. На деле же... По реальным мерам все уже выбрано до предела: обезденеживать экономику и укреплять рубль дальше никак невозможно: удержаться бы на достигнутых уровнях динамики денежного предложения и курсовых ориентирах. Ограничение бюджетных расходов не очень вяжется с тем, что на самом деле предполагается как раз их увеличение. А отношения населения с финансовым рынком, думается, еще несколько лет будут достаточно далеки от требуемой степени доверия. Та же часть финансового рынка, которую представляет банковская система, сейчас как раз настроена на обратный процесс - обременить население как можно большими потребительскими долгами. То есть именно поддержать спрос, импорт и, никуда не денешься, инфляцию.

Конкуренция  и дисциплина

В свою очередь, минэкономразвития и ФАС надеются прижать естественные монополии и насадить конкуренцию на региональных товарных рынках, скажем, законом о конкуренции. Между тем все естественные монополии абсолютно уверены в своих ценовых запросах и признаков альтруизма не проявляют. Им тоже надо на что-то жить и с чего-то развиваться. Максимум, чего можно добиться, - индексировать тарифы по уровню инфляции. Практика показывает, что это не выход, тем более что рост цен производителей гораздо выше, чем на потребительском рынке. Что же касается товарных и региональных рынков, то, как показали проверенные и недавние опыты с мясом, сахаром, солью и прочая и прочая, до ценовой стабильности им также далеко. А если выводить на самоокупаемость вполне дремучий жилкомхоз, то здесь мы тоже получим еще один надежный источник инфляционной нервотрепки. В дополнение к тем плановым подъемам тарифов, который уже пережили. Для экономистов здесь нет откровений: рост цен задается как общей неэффективностью экономики, так и силой перераспределительных настроений, желанием быстрого и законного отъема денег.

Но у правительства с антиинфляционным пакетом есть и другая проблема - сроки его воплощения в жизнь. Готовился он еще весной-летом 2005 года, затем поздней осенью обрел фактически свою нынешнюю форму. Затем три месяца, по всей видимости, была жива надежда, что в 2006 году инфляция умерится сама собой. То, что зря надеялись, понять можно. В конце концов ведь удалось сдержать цены на бензин довольно эффективной заморозкой. Вопреки всем пессимистичным прогнозам. Но почему сейчас, после обсуждения пакета, он вновь ушел на месячную доработку?

Результат на горизонте. Или за ним

Наконец, едва ли не самый болезненный для нынешнего кабинета, но от этого не менее острый вопрос неизведанности путей административной реформы, межведомственных разногласий и железной воли в выполнении собственных решений. Законы бюрократии здесь действуют вопреки всем идеологическим и политическим установкам - как старым, так и новым. На первом витке административной реформы увеличилось количество ведомств, усложнилась их иерархия и явно размылась ответственность. Когда же последовала коррекция, то пошла она опять же таки по пути увеличения числа руководящих и замещающих чиновников, появления все новых и новых межведомственных комиссий и прочих согласовательных институтов. Если 23 марта прогрессивные сценарные условия и показатели сводного финансового плана будут приняты на заседании правительства, то все ли министерства и ведомства примут их к безусловному исполнению, а не проволочкам и новым раундам увлекательных и развлекательных дискуссий?