02.02.2006 04:00
Поделиться

Автогиганты пока могут объединиться на уровне запчастей

Подробности пока не разглашаются, но одно направление просматривается явно. Не случайно глава Роспрома Борис Алешин, находящийся в эти дни в Нижнем Новгороде, так много говорит о "консолидации сил ведущих российских автопроизводителей, которая неизбежна и начнется в ближайшее время, в максимально сжатые сроки".

Подводные камни и рифы, которые могут появиться при реализации этого проекта, главу Роспрома не пугают, поскольку за его спиной опыт по созданию единой российской авиастроительной компании. Вполне очевидно, что крупной и многопрофильной корпорации в жестких условиях рынка живется проще. И создание российской "многопрофильной диверсифицированной корпорации", которая будет выпускать полную линейку автомобилей и автобусы, вполне отвечает духу времени.

По словам Алешина, неуклонный рост продаж на российском рынке новых иномарок превращает конкуренцию между российскими и иностранными производителями в неравный бой. Именно поэтому консолидация российского автопрома в будущем неизбежна. Агентство предлагает сформировать национальный автомобилестроительный холдинг на базе крупнейших отечественных производителей. "На данном этапе речь идет только о производстве комплектующих для автомобилестроительных компаний, которое должно обслуживать как можно большее число российских автопредприятий. Но я не исключаю возможности того, что "АвтоВАЗ", КАМАЗ и ГАЗ смогут объединиться. Но это не вопрос ближайшего времени, хотя у нас нет особо много времени решать, что делать", - отметил глава Роспрома. И заметил, что проблемы Горьковского и Волжского автозаводов схожи. "Кредиты на развитие производства очень дорогие, необходимо снизить процентную ставку и пересмотреть условия получения кредита", - перечислил "болевые точки" Алешин, видимо, намекая на то, что будущий холдинг получит определенные преференции со стороны государства. Однако наряду с этим утверждением прозвучало и важное уточнение: "Идея создания автомобилестроительной корпорации не будет преподноситься как твердая государственная линия".

Заявления Бориса Алешина по времени и духу практически совпали с высказыванием Владимира Путина. Отвечая в ходе ежегодной пресс-конференции на вопрос о своем отношении к перспективам создания национальной автокорпорации, президент РФ заверил, что "государство не будет навязывать никаких решений по возможному объединению ГАЗа, "АвтоВАЗа" и КАМАЗа", поскольку условия промышленной сборки автомобилей на территории РФ, сформулированные правительством, уже дают позитивный результат.

Конкуренция между российскими и иностранными производителями превращается в неравный бой

Кстати, сегодня пройдет заседание совета директоров "АвтоВАЗа", где собираются обсудить стратегию развития российского автогиганта. Этот документ является пока самой страшной тайной предприятия. Тем не менее корреспонденту "РГ" удалось узнать, что стратегический период развития рассчитан почти на 15 лет - до 2020 года. За это время АвтоВАЗ должен разработать и поставить на серийное производство сразу четыре новых модели: автомобили класса В, С, D и SUV (внедорожник). На достижение всех этих целей потребуется более 5 миллиардов долларов, едва ли не больше, чем было вложено в предприятие за все годы его существования. Помимо государственных инвестиций, руководство "АвтоВАЗа" рассчитывает и на привлечение заемных средств.

От прежней стратегической программы, рассчитанной до 2012 года, новая отличается тем, что в ней помимо машин класса В, С и D присутствует еще и внедорожник. Этот факт, по мнению автоэкспертов, позволяет предполагать, что работа совместного предприятия "GM-АвтоВАЗ" сильно не устраивает новое руководство завода, о чем, впрочем, его представители уже высказывались.

Сразу после начала выпуска на СП Chevrolet-Niva тогдашнее руководство "АвтоВАЗа" объявило было о постепенном его сворачивании, вплоть до полного прекращения. Но вскоре отказалось от этой идеи и продолжило выпуск, пусть и в небольшом объеме (чуть более 20 тысяч штук в год вместо прежних 75 тысяч) классической "Нивы". Очевидно, это произошло потому, что первоначальный ажиотажный спрос на внедорожник с всемирно известной бабочкой на бампере как-то очень быстро снизился.

Очевидно, из-за такого пониженного спроса на продукцию СП новое руководство "АвтоВАЗа" и решило заняться разработкой собственной модели, поскольку именно внедорожники сейчас чрезвычайно популярны не только там, где они действительно требуются, но даже в столицах европейских государств с их исключительно гладкими дорогами.

Характерно, что накануне сегодняшнего заседания совета директоров "АвтоВАЗа" такое же мероприятие прошло и в СП. На нем подали в отставку все бывшие высшие топ-менеджеры "АвтоВАЗа", включая и председателя совета директоров СП Владимира Каданникова. Их места заняли нынешние вазовские руководители - Игорь Есиповский, который стал председателем, Максим Нагайцев и Михаил Москалев.