Бюджеты-2006 во всех областях Верхневолжья - дефицитные

Стальная основа

Вологда

Высокие вологодские чиновники не раз заявляли, что к реформе готовы и что в отличие от других регионов области не нужна отсрочка или поэтапное введение новых "правил игры". На деле же все отнюдь не столь радужно. Это показали парламентские слушания о бюджете 2006 года, в ходе которых вопрос о межбюджетных отношениях стал ключевым.

Начальник департамента финансов областного правительства Галина Изотова доложила парламентариям, что хотя реформа местного самоуправления и положена в основу бюджета 2006 года, все-таки "новая система межбюджетных отношений до сих пор является наиболее спорной". Проблема в том, что не до конца покрываются расходные полномочия муниципалитетов, даже при увеличении финансовой помощи районам в объеме 800 миллионов рублей.

На Вологодчине созданы 10 поселений, у которых собственные доходы составят в год от 11 до 50 тысяч рублей, в 48 доходная база не превышает 100 тысяч рублей, а практически у половины муниципалитетов она не более полумиллиона. В результате в консолидированный бюджет следующего года на низовой уровень местного самоуправления заложен миллиард рублей, чего явно недостаточно.

Стоит лишь напомнить, что накануне областное законодательное собрание предоставило местным органам власти новые полномочия в здравоохранении, образовании, административных отношениях. А это требует немалых средств.

- То, что значится в строках бюджета - это объем средств без капитальных расходов и определенного вида затрат. Так что иллюзий мы не испытываем, - самокритично заметила Галина Изотова.

Поэтому главный финансист области потребовала от глав местных поселений искать резервы ("это зарплаты "в конвертах", это налог на вмененный доход") и урезать собственные аппетиты.

Бюджет на будущий год принят пока в первом чтении. Представляя его параметры на сессии, заместитель губернатора Николай Костыгов отметил, что в 2006 году темпы роста промышленности области будут меньше, чем в этом году. Связано это прежде всего с изменениями положения в черной металлургии. Вместе с тем ожидается, что тенденции, наблюдаемые в лесном комплексе, которые характеризуются значительным увеличением доли глубокой переработки древесины, будут в 2006 году нарастать. Поэтому прогнозируется дефицит - то есть превышение расходов над доходами - более 2 миллиардов рублей.

Надо заметить, что последние несколько лет бюджет области принимался с дефицитом. Однако потом, в течение финансового года, металлургические предприятия Череповца перечисляли налоги от сверхплановой прибыли. В итоге денег хватало с избытком. Однако рассчитывать на эти в общем-то случайные деньги сложно: рынок металла и в самом деле очень капризен. Поэтому приходится быть реалистами.

Именно это заставляет областных финансистов урезать в 2006 году расходы по ряду статей. Под сокращение попали областная программа ипотечного жилищного кредитования, строительство объектов соцсферы, ЖКХ, социальное обслуживание населения, а также расходы на национальную безопасность, правоохранительную деятельность, физкультуру и спорт, сельское хозяйство и так далее.

Пришлось посмотреть и на действующие ставки местных сборов. Одним из самых спорных вопросов был вопрос о новых ставках транспортного налога. После споров была достигнута договоренность о мягком повышении ставок налога для физических лиц, но юридическим придется раскошелиться. Согласились депутаты с предложением губернатора значительно повысить ставки налога на игорный бизнес. Так, в два раза больше будут платить налог в будущем году владельцы игровых автоматов. Кстати, по данным департамента финансов, за год число игровых автоматов в области возросло более чем в два раза.

Финиш думы - старт бюджета

Кострома

Главный финансовый документ региона костромичи приняли в рекордно короткие сроки.

Обсуждение его, предварительный детальный анализ на уровне постоянных комиссий заняли больше месяца. Непосредственное принятие продолжалось два дня. Именно столько времени длилось последнее, перед грядущими 4 декабря выборами в областной парламент, заседание думы.

После всевозможных согласований общая сумма расходов области составит в будущем году около 8 миллиардов 113 миллионов рублей. Собрать предполагается свыше 7 миллиардов 487 с небольшим миллионов. Предельный дефицит выливается в сумму чуть более 625 с половиной миллионов рублей.

Заместитель председателя областной думы, руководитель депутатской комиссии по бюджету, налогам, банкам и финансам Андрей Бычков комментирует нынешний бюджетный процесс без прикрас, но и не без некоторой доли разумного оптимизма. Согласно его оценке, параметры главного финансового документа области не могут в полной мере устроить ни депутатов, ни администрацию, ни муниципалитеты.

Из глубины прошлых лет тянется в области шлейф задолженностей: согласно законодательству о помощи ветеранам, на выплату детских пособий, компенсаций педагогам для приобретения ими книгоиздательской продукции, на поддержку аграриев и другие социально значимые программы.

Для того чтобы полностью решить все застарелые проблемы обеспеченности нуждающихся, хотя бы по минимальным нормативам, требуется еще не менее двух миллиардов рублей.

Нельзя по совокупности оценок назвать костромской бюджет-2006 бюджетом развития. Но и констатацией процесса выживания именовать его тоже несправедливо.

Андрей Бычков предложил два других слова, на его взгляд, наиболее подходящие к сегодняшнему варианту развития ситуации. Он определяет нынешний документ как бюджет устойчивости или стабилизации.

Областная администрация сверстала нынче проект главного финансового документа с таким расчетом, чтобы практически троекратно увеличить объем ассигнований на социальную политику. Всего на эти цели, в русле президентских инициатив, предполагается направить около полутора миллиардов рублей против нынешних пятисот миллионов.

Во многом параметры нынешнего бюджета определил Федеральный закон о реформировании местного самоуправления. С учетом того, что костромичи практически готовы, после июльских муниципальных выборов, к перераспределению властных полномочий. Исходя из требований Закона о межбюджетных отношениях и сверстан главный финансовый документ области на предстоящий год.

Денег никогда не бывает много, но финансовые потоки областные депутаты постарались перераспределить грамотно, предварительно тщательно подготовив для этого большую часть законодательно-нормативной базы регионального уровня. Не все, что хотели, удалось принять до окончания полномочий нынешнего состава думы. С этим обстоятельством в основном и были связаны в конце лета споры о возможном переносе сроков выборов на предстоящую весну. Часть забот относительно выстраивания финансовых взаимоотношений федеральных и местных органов управления останется теперь на долю нового депутатского корпуса.

Будущим избранникам предстоит работать над возможной корректировкой бюджета, в том числе - аргументировать свою позицию об увеличении поддержки из федерального центра. Пока, критикуя политических противников и раздавая явно несбыточные обещания, часть из них не дает себе труда задуматься над условиями выполнения того, что напропалую предлагается избирателям в качестве содержания всевозможной агитационной продукции.

На что и на кого будет опираться исполнительная власть области после 4 декабря?

Ответ на этот вопрос очень волнует костромичей, внимательно следящих за рейтингами и предвыборными высказываниями лидеров политических партий и претендентов на депутатские кресла от одномандатных округов.

Долги - в доход

Ярославль

Ярославская областная дума утвердила основные параметры доходов и расходов областной казны на предстоящий год, приняв Закон о бюджете в первом чтении.

При обсуждении на постоянных комиссиях думы проекта основного финансового документа области администрации был высказан ряд замечаний, в частности по уменьшению дефицита.

В конечном счете департамент финансов обнародовал новые данные: доходную часть бюджета удалось увеличить на 2 миллиарда 190 миллионов рублей, дефицит между доходами и расходами сократить на 407 миллионов рублей. Общие же показатели сейчас выглядят так: за год в бюджет планируется получить доходов на 16 миллиардов 949 миллионов рублей, расходы же составят 18 миллиардов 236 миллионов рублей. Разница, как нетрудно посчитать, осталась в 1 миллиард 287 миллионов рублей.

Как сообщила экономическая служба области, доходы удалось "нарастить" прежде всего за счет средств федерального бюджета, планируемого увеличения доходов от областного имущества (почти на 100 миллионов рублей), а также от реализации областного Закона о стимулировании экономической деятельности (около 400 миллионов рублей). И разумеется, расчет на погашение долгов крупными предприятиями-налогоплательщиками. Ну, а расходную часть удалось поджать за счет перераспределения средств между программами, а также повсеместной экономии.

Однако, несмотря на то, что дефицит теперь составляет 7 процентов от собственных доходов (первоначально было 11 с половиной), экономисты администрации услышали от депутатов довольно резкие упреки: "живем не по карману", "пора формировать бездефицитный бюджет", "область и так имеет 3 миллиарда долга, снова будем занимать?".

- Может быть, - отозвался на это губернатор Анатолий Лисицын. - Я тоже за бездефицитный бюджет, но дело в том, что в стране ненормально выстроены межбюджетные отношения. Кто много работает, зачастую получает из государственной казны меньше тех, кто работает слабо, - им положены средства на поддержку. Однако, чтобы не просто выживать, а иметь бюджет развития, мы вынуждены делать его дефицитным. Исходим из того, чтобы не превышать нормы заимствования, не выходить за пределы 25 процентов, и рассчитываем на активную работу с налогоплательщиками, за которыми числятся долги.

Решено, что к моменту второго чтения Закона о бюджете будут детально расписаны средства по муниципальным образованиям. В частности, уже в первых числах декабря такой муниципальный бюджет будет формироваться по Гаврилов-Ямскому району - пилотному в освоении принципов финансирования при новом раскладе, предписанном Законом о местном самоуправлении.

Увеличение же зарплаты бюджетникам за счет областных возможностей будет окончательно определено только по итогам первого квартала (это при том, что тридцатипроцентную надбавку, где две трети - за счет области, они будут получать как обычно, с 1 января).

Но уже сейчас определено, что дополнительная прибавка заработной платы работникам бюджетной сферы за счет областного бюджета скорее всего будет производиться за вычетом тех категорий бюджетников (здравоохранение, образование), которым намечено солидное увеличение за счет федеральных средств. Есть определенная позиция и по льготам на проезд в общественном транспорте: предлагается установить оплату для всех категорий в размере 50 рублей в месяц. В каких формах это будет произведено - определят точнее в окончательном варианте документа.