13.10.2005 03:50
Поделиться

Фонды социального и медицинского страхования могут слить не раньше 2007 года

Можно было бы предположить, что поскольку заявления подобного рода случайно не делаются, вопрос слияния двух фондов уже фактически решен и упирается лишь в фактор времени. "Российской газете" удалось выяснить, что это может произойти не раньше 2007 года.

Напомним, что в 2000-2001 годах подобное же предложение - о создании единого фонда медико-социального страхования - было подготовлено в минэкономразвития, и вокруг него развернулась весьма бурная дискуссия и в правительстве, и в Думе. Авторы законопроекта указывали на то, что оба фонда выполняют, по большому счету, одну и ту же задачу: сохранение здоровья граждан. Фонд медицинского страхования, как известно, платит поликлиникам и больницам за лечение трудоспособных россиян. В обязанности же Фонда социального страхования входит оплата больничных листов, путевок в детские оздоровительные лагеря и взрослые санатории. Кроме того, этот фонд занимается и страхованием работников от несчастных случаев на производстве. Если сосредоточить в одних руках все ресурсы, которые идут и на профилактику заболеваний, и на их лечение, и на сохранение утраченного во время болезни заработка, - рассуждали авторы идеи, - можно этими средствами распоряжаться более эффективно и за меньшие деньги добиться больших результатов.

Вопрос экономии на тот момент (как, впрочем, и в дальнейшем) стоял весьма остро: система медицинского страхования испытывала хронический дефицит ресурсов, а в Фонде социального страхования доходы превышали расходы. Поэтому слияние фондов, рассчитывали в минэкономразвития, помогло бы потратить "излишки" соцстраховских средств на поддержку медицинского страхования.

У идеи оказалась масса противников. В частности, агрессивно против (причем единым фронтом) выступили тогда работодатели и профсоюзы. Они углядели в предлагаемой схеме конфликт интересов, который мог ударить и по работникам, и по бизнесу. В действующей системе финансовые потоки, идущие на лечение и на оплату больничных, разделены. За первое отвечает ФОМС, за второе - ФСС. Если же и врачу, и работнику по листку нетрудоспособности платить из одного источника, у медицинских учреждений возникнет четкая экономическая заинтересованность в том, чтобы выдавать как можно меньше больничных.

Кроме того, противники объединения фондов считали, что это нарушает страховые принципы социальной защиты, возвращает распределительное социальное обеспечение, ориентированное не на вклад конкретного работника (или работодателя за конкретного работника), а на финансовые возможности государства в целом.

За прошедшие пять лет в системе социального страхования многое поменялось. После введения единого соцналога, снижения страховых тарифов дефицит ресурсов испытывают все три социальных фонда. О состоянии российской бесплатной медицины только что шел самый серьезный разговор на заседании Госсовета. Что касается социального страхования, и здесь ряд гарантий существенно ослаблен - практически утрачено санаторно-курортное лечение работников, перестали финансироваться детские спортивные школы, введен "потолок" по оплате больничных. Подключение к решению финансовых проблем социальных фондов бюджетных средств - это еще один шаг от страхования в сторону административного распределения финансовых ресурсов из общей копилки. Из федерального же бюджета, напомним, финансируется и федеральная социальная программа поддержки льготников. В этом смысле объединение фондов выглядит вполне логичным очередным действием.

Впрочем, практически во всех заинтересованных ведомствах вчера было решено официально новость не комментировать. "В принципе" слияние возможно, подтвердили "Российской газете". Во всяком случае варианты серьезной реформы здравоохранения и соцзащиты населения обсуждаются.