29.09.2005 23:00
    Поделиться

    На Дальнем Востоке необходимо ввести глубокую переработку древесины

    Хотя точная дата ученых - еще не приговор для лесной отрасли. В этом уверен глава Федерального агентства лесного хозяйства Борис Большаков, рассказавший на дальневосточном экономическом конгрессе о перспективах использования лесных ресурсов. Он заверил, что по причине высокой степени возобновляемости исчезновение им не грозит. По словам Большакова, лесовосстановление в регионе в два раза превышает территории вырубок. Поэтому даже если лес валить день и ночь, то весь не вырубить. 

    Общий запас древесины в регионе составляет более 20 миллиардов кубометров, из них 11 миллиардов кубометров (57 процентов) - так называемые спелые и переспелые леса. На взгляд чиновника, ежегодно из тайги можно брать до 90 миллионов кубометров древесины без ущерба для природы. Хотя освоить весь объем сегодня не позволяют производственные мощности. Основные поставщики древесины на внутреннем и внешнем рынках - Республика Саха (Якутия) с объемом лесозаготовок в 35 миллионов кубометров, Хабаровский край - 24 миллиона кубометров, Амурская область - 16 миллионов кубометров, Приморский край - 8 миллионов кубометров. 

    При этих внушительных цифрах лишь два процента древесины идет на переработку, остальной лес в круглом виде отправляют на экспорт.

    Как заметил Большаков, если золото продавать по цене гравия, то не стоит ждать подъема в экономике. 

    - Идет обычное обогащение лесопереработчиков, - говорит он. - Заготавливают леса столько, чтобы обеспечить свои финансовые нужды, при этом не учитывают интересы государства. В итоге никто из коммерсантов не стремится к капиталовложениям в лесную отрасль и не развивает свое производство. 

    С федеральным чиновником согласились и местные ученые. По словам заведующего отделом института экономических исследований ДВО РАН Александра Шейнгауза, инвестиции в лесную отрасль надо привлекать не под лесопилки, которые могут лишь распилить бревно вдоль и пополам, а под строительство целого производственного комплекса, для которого сырьем бы служила низкокачественная древесина. 

    Единственный на востоке страны целлюлозно-бумажный комбинат в Амурске разграблен, на его восстановление требуется почти миллиард долларов. Чем привлечь такие инвестиции? Наверное, бесплатным сырьем, которого в тайге скопились целые горы. Ведь в настоящий момент в регионе отсутствует глубокая переработка мелкотоварной древесины. Около 3-4 миллионов кубометров древесины остаются в лесу невостребованными, брошенными. И эти горы пока лишь горят, уничтожая  огромные площади деловой древесины.

    По словам экспертов, сегодня надо снижать горимость дальневосточной тайги. На противопожарные меры требуется 150-200 миллионов рублей ежегодно, зато эффективность от такой работы позволит отказаться от дорогостоящих восстановительных операций в тайге. Как показывает практика, искусственный лес в дальнейшем не может быть использован в переработке. И если мы будет вдобавок ко всему продолжать бездумно его рубить, то к 2015 году лесозаготовки естественным образом начнут сворачиваться из-за отсутствия качественного сырья. По крайней мере, такой пессимистический прогноз лесникам выдал профессор Александр Шейнгауз.

    Поделиться