19.09.2005 01:05
Поделиться

Приборы на Су-27 могли отказать из-за солнечной бури

Летчик Валерий Троянов является одним из самых опытных пилотов своего полка, а истребитель Су-27 считается одним из лучших в своем классе. И тем не менее у самолета вдруг разом отказывает все навигационное оборудование, а сам майор Троянов теряет способность ориентироваться по местности. Не совсем понятна и роль наземных служб управления, которые должны были вывести летчика на нужный курс даже при сбоях в навигационных системах истребителя, но не сделали этого. Остается надеяться, что расследование, которое ведет достаточно компетентная комиссия, установит истинную причину аварии.

Однако кое-какие соображения высказываются уже сейчас.

Известно, что сбой в аппаратуре Су-27 произошел в момент, когда Земля оказалась в эпицентре аномальной солнечной активности. Вспышки на Солнце почти всегда откликаются помехами в радиосвязи, влияют на общее самочувствие людей. Однако почти никогда они не приводят к настоящим катастрофам. И благодарить за это мы должны тот озоновый слой, который, словно панцирь, прикрывает нашу планету от жесткого космического излучения.

Тем не менее и в панцире бывают бреши. По мнению весьма компетентных астрофизиков, если в озоновом слое образуется дырка всего в несколько метров в диаметре, то в период, когда на Землю обрушивается "цунами", вызванное солнечной вспышкой, в это отверстие может прорваться плотно сконцентрированный пучок очень жесткого электромагнитного излучения, усиленного потоком заряженных частиц. Под ударом такого "луча смерти" не выдерживает никакая электронная аппаратура, а человек может просто погибнуть.

Возможно, Су-27, пилотируемый Валерием Трояновым, лишь доли секунды находился под направленным потоком солнечного ветра, но получил такой "ожог", что авария стала неминуемой. В этом случае не только совершенно однозначно должна была выйти из строя вся связь и вся навигация самолета, но и летчик, получив электромагнитный удар, мог утратить на какое-то время способность воспринимать происходящее адекватно.

Удивительно еще, что пилоту вообще удалось удерживать самолет в нормальном полете на протяжении двадцати минут. И Валерия Троянова надо не допрашивать, подозревая в чем-то предосудительном, а поместить в военный госпиталь и очень внимательно следить за его здоровьем.

Если же говорить лишь о приборной части, то авария Су-27 в Литве поднимает вопрос, на который командование ВВС упорно не обращает внимания. Отечественные истребители до сих пор не имеют систем спутниковой навигации, которые стали привычными даже на легковых автомобилях. Между тем эти системы имеют самую высокую помехозащищенность и выдают точные координаты вне зависимости от наличия связи с наземными системами контроля.

По словам ведущего эксперта в области боевой авиации Сергея Сокута, программа малой модернизации российских истребителей с обязательной установкой аппаратуры спутниковой навигации была детально проработана специалистами в области авионики и предложена министерству обороны еще в середине девяностых годов. Минуло более десяти лет, но спутниковую навигацию имеют лишь те элитные самолеты, которые демонстрируют российскую авиационную мощь на различных зарубежных авиашоу. На строевых самолетах ничего космического нет и в помине.

Гром, как говорится, грянул. Пора бы не только перекреститься и поблагодарить Всевышнего за то, что все обошлось относительно благополучно, но и срочно провести ту самую малую модернизацию по оснащению российских боевых самолетов аппаратурой, без которой нигде в мире давно не летают.