Это не только медицинская, это огромная социальная проблема, потому как именно инсульты, очаговые поражения головного мозга приводят к инвалидности, инвалидности тяжелейшей. Многие, ставшие жертвами такой беды, на всю жизнь лишены возможности адекватно воспринимать окружающий мир, общаться с людьми, говорить, обслуживать себя... И если бы это были единичные случаи! Если бы! В России каждый год примерно 550 тысяч инсультов и 600-700 тысяч черепно-мозговых травм. И их не становится меньше: напротив, есть явная тенденция не только к количественному росту, но и к "омоложению". Среди больных с церебральным инсультом 30 процентов приходится на людей трудоспособного возраста, а черепно-мозговая травма и вовсе в основном - удел молодых.
И тут Россия не одинока: высокий уровень заболеваемости инсультом привел к тому, что в большинстве развитых стран в структуре общей смертности населения он занимает 2-3 место, в России - первое.
Всемирная организация здравоохранения считает нейрореабилитацию - одной из важнейших государственных проблем. Именно государственных, ибо потери от одного больного, получившего инвалидность по инсульту и черепно-мозговой травме, составляют вместе с пособием по утрате трудоспособности и отрывом родственников по уходу - 1 247 000 рублей в год, а экономическая эффективность одного больного, возвращенного к труду, равна 206-235 процентам.
Совершенно очевидно, что огромное число больных, перенесших инсульт, тяжелую черепно-мозговую травму, их родственники, их близкие не просто заинтересованы, а остро нуждаются в специализированной службе спасения жизни и нейрореабилитации.
И вот теперь приказом министра здравоохранения и социального развития такая служба должна быть создана по всей стране. Приказ появился, если можно так сказать, не на голом месте. Еще в далеких уже теперь шестидесятых годах сперва в Ленинграде, а потом в Москве академик РАО, профессор Виктор Шкловский начал исследования, практическую работу по организации такой службы. Ныне в Москве специализированную помощь больным с очаговыми поражениями головного мозга оказывают 108 лечебно-профилактических учреждений, а ведущим является Научно-методический центр патологии речи и нейрореабилитации, на который приказ министра правомерно возложил руководство по совершенствованию нейрореабилитационной помощи в стране.
В приказе детально прописано, как, что, где нужно делать. К примеру, пациента после стабилизации жизненно важных функций и выхода из комы надо переводить из реанимационного отделения или блока интенсивной терапии в неврологическое, нейрохирургическое отделения и так далее. Больной с подобными расстройствами должен куда дольше находиться на так называемой специализированной койке. Ни в коем случае нельзя выписывать больного на произвол судьбы: нужна дальнейшая реабилитация в условиях дневного, суточного стационара, стационара на дому, нужна дальнейшая очень, я бы сказала, "занудная реабилитация", когда каждый день усилиями специалистов человек постепенно учится говорить, обслуживать себя, вспоминает свое имя, имена своих близких...
Приказом министра наконец признано, что в этом сложнейшем процессе возвращения к жизни должны быть задействованы не только медики разных специальностей, но и психологи, дефектологи-логопеды, инструкторы по лечебной физкультуре, труду, социальные работники. В приказе есть и подробный перечень необходимого оснащения этой службы, вплоть до зеркал и караоке. Да, в Центре, который действует в Москве, такие специалисты, такое оснащение есть. Теперь на законных основаниях они появятся во всех учреждениях, оказывающих нейрореабилитационную помощь, ибо только так может наконец быть создана не только в Москве, но и по России система поэтапного лечения тех, кто перенес инсульт и черепно-мозговую травму.