Книга "333 кота" стала победителем конкурса "Книга года-2005"

Российская газета | Вы получили престижную премию на конкурсе "Книга года". Наверное, теперь посыплются заказы от издателей?

Виктор Чижиков | Пока не знаю. Надо пожить в качестве лауреата, а там посмотрим. Тогда и отвечу на этот вопрос.

РГ | Ваши с Андреем Усачевым "333 кота" получились просто замечательными!

Чижиков | Наверное, потому, что ни один рисунок не был заказан издателями! Вся книжка - импровизация. Когда идут вперемежку живопись, графика и черно-белое рисование, возникает разнообразие восприятия. Поэтому книжка смотрится легко, несмотря на свой большой объем.

РГ | Вы любили рисовать кошек испокон... Воплощается сейчас мечта создать оптимальную энциклопедию кошек?

Чижиков | До оптимальной еще далеко. У меня еще есть идея - нарисовать котов великих людей.

РГ | Что важнее всего для художника детской книги?

Чижиков | Для детского художника важнее всего сохранить в себе детство, подсознательно помнить, что тебе самому было в детстве интересно. Если помнишь, то, наверняка, нарисуешь то, что будет интересно детям. Иллюстрация - это беседа с читателем. Вы, наверное, замечали: приходит в компанию какой-нибудь жутко эрудированный человек, энциклопедист, на все вопросы у него есть ответы. А вся компания столпилась вокруг какого-то простого мужичка, который рассказывает какой-нибудь случай в электричке... Потом все, кто был в этой компании, вспоминают: "А, это было тогда, когда мужичок рассказывал про смешной случай в электричке!" И никто не вспоминает жутко эрудированного человека... Вот так и в детской литературе. Ты можешь быть эрудитом, семи пядей во лбу, но детям неинтересно смотреть на твои картинки, слушать тебя. Тут надо уметь проложить тропинку к детскому сердцу.

РГ | Чувствуете ли вы проникновение масс-культуры в традиционную культуру книжной графики для детей?

Чижиков | Конечно! Эта проблема сейчас особенно остро стоит. Нынче всякие диснеевские черепашки-ниндзя вторглись вообще в нашу жизнь с жуткой силой (благодаря, главным образом, телевидению). А ведь наши мультфильмы лучше и осмысленнее в тысячу раз. У них все время борются за бриллианты - даже какой-нибудь бельчонок - от горшка два вершка - и тот добывает какой-то громадный бриллиант! Такая меркантильность сюжета - это ужасная вещь. У диснеевских фильмов легкодоступная, не требующая вдумчивого отношения манера. Все такое красивенькое - реснички, Белоснежка, семь гномов... Не надо думать, о чем-то размышлять. А над рисунками наших художников - таких, например, как Геннадий Калиновский - надо думать! Вот он проиллюстрирует, предположим, Гулливера, нарисует страну лилипутов, а в этой стране сидят... лилипуты-торговцы фруктами в кавказских кепках. Вот вам философия, глубина мышления.

РГ | У вас есть любимая книга, сделанная вами?

Чижиков | Самая моя любимая книжка - "Сказки старинного города" Г.Цыферова. Я делал ее в 1969 году, когда резко "рванул" - в смысле конструкции книги. Я имею в виду не качество рисования, а качество понимания книги. Мне кажется, я научился по-философски смотреть на текст. Может быть, именно достоинство сказок Цыферова, задушевность его повествования вынудили меня сделать качественный скачок в философском осмыслении книги...

РГ | Ваши книжки являют собой зримую связь нескольких поколений россиян. Чувствуете ли вы себя работником т а к о й связи?

Чижиков | Чувствую поневоле: однажды увидел на своей выставке 90-летнюю старушку. Она подошла ко мне и говорит: "Я ваши книги читаю с детства". Вот тут я, действительно, почувствовал связь поколений, ведь ей на самом деле чудится, что она меня знает с детства, хотя намного старше меня. Так получается, что меня хорошо знает не одно поколение пап и мам, потому что покупает мои книжки для своих детей. Я начал работать в 50-х годах. В 1956 году возник журнал "Веселые картинки". Его читали те, кому в то время было от 5 до 10 лет. Сейчас эти люди стали дедушками и бабушками. Вот вам и связь поколений, где я - работник связи! Это, конечно, приятно. Когда в издательстве "Самовар" вышла 20-томная мини-библиотека "В гостях у Виктора Чижикова", я получил на нее много писем от читателей всех возрастов. Писали и 80-летние читательницы из Воронежа, и 11-летние девочки, и бабушки - от имени своих внуков, еще не умеющих писать. Почему-то много писем прислали из Иркутска, Новосибирска, Петропавловска-Камчатского... Судя по письмам, в Сибири и на Дальнем Востоке меня больше любят.