09.09.2005 00:10
    Поделиться

    В Москву привезли экспонаты кунсткамеры Габсбургов

    Открывшаяся выставка "Кунсткамеры Габсбургов: магия природы и механизм вселенной" из собрания Музея истории искусств в Вене является одним из этапов программы "Королевские сокровищницы в Кремле".

     

    Программа приурочена к 200-летию создания музеев Московского Кремля. До нынешней выставки были представлены драгоценные геммы из Лувра. После нее в Кремль приедут королевские сокровища из Дрездена.

    Не знаю, как остальные выставки, но нынешняя чудесна сама по себе. В ней представлены раритеты из коллекции эрцгерцога Фердинанда II (1529-1595) и императора Рудольфа II (1552-1612). Эти сиятельства специально собирали все редкое, экзотическое, выходящее из обычного ряда: природные редкости, обладающие магической силой.

    Дело в том, что именно XVI век можно считать расцветом тайного знания в Европе. Средневековая система мира рухнула, научная еще не появилась, и век барокко услаждал себя эзотерическим познанием механизмов природы и их сокровенным влиянием на нас.

    Коллекция Габсбургов демонстрирует высшие достижения знания, которые не развивались, а были заперты в архивный чулан. Ныне мы можем только догадываться, что на самом деле означают эти редкости, шифр потерян, остались красивейшие экзотические вещи, которые мы разглядываем в витринах.

    На выставке представлено более тридцати уникальных предметов то ли искусства, то ли науки, то ли магии. Мы привыкли при слове "кунсткамера" представлять уродцев с физическими отклонениями, - наш император собирал именно такое. Но это был личный вкус Петра I. Рудольф II, к примеру, больше интересовался эротикой и соответствующими изображениями. В его коллекции даже у чертика, держащего чашу из гигантской раковины, на причинном месте то ли пуговица, то ли циферблат со стрелками на полшестого. Может, и это что-то значит, нам недоступное.

    С настольным украшением "змеиные языки", состоящим из ископаемых акульих зубов и драгоценных камней, понятно, - погрузишь в него угощение и сразу понятно, есть в нем яд или нет. То же и кубки для питья с рогом носорога, - еще древние китайцы знали его свойство нейтрализации ядов.

    А клинок с рукоятью из роскошной ветки кровавого коралла! Коралл, знают модницы, предохранит от сглаза, яда, колдовства, болезней, цунами и грозы, короче, от всякого зла. Для оружия - то, что надо. Особенно, если на лезвии вытравить золотом особое заклинание. То, что мы принимаем за роскошный шкаф с множеством ящичков и фигурок, возможно, тоже является предметом магии и защиты. Как и фехтовальный щит с фонариком и с множеством ножей и клинков для ближнего боя. Или ландшафтная модель - красивый домик на вершине поросшей зеленью горы, - которая на самом деле таит в себе компас. В научных приборах во времена барокко видели совсем не то, что ныне.

    Каждый из тридцати с лишним экспонатов можно разглядывать часами, столько в них непонятных подробностей. Отчасти в этом может помочь каталог, выпущенный к выставке. В нем, кстати, нет жемчужины привезенного собрания, - портрета Рудольфа II кисти знаменитого Джузеппе Арчимбольдо. Тот был художником простым, хоть и маньеристом, - если рисовал книжника, то состоящим из книг, если охотника, то из фауны. Императора изобразил в виде Вертумна, римского бога перемен, среди которых есть перемены растительного мира. Вот и нарисовал состоящим из груш, яблок, зерен граната, винограда, разных трав, цветов и растений. Нарисовал, между прочим, очень похоже, о чем свидетельствует висящий рядом парадный портрет Рудольфа II кисти Ханса фон Аахена.

    А нет этого портрета в каталоге, потому что до последнего момента не было уверенности, что он приедет в Москву. 400-летнее произведение искусства тоже стареет, чувствует себя неважно, крайне редко покидает замок Скоклостер в Швеции, где живет. Нужны были изрядные аргументы некоего культурного фонда, чтобы "плодовоягодный" Рудольф II кисти Арчимбольдо пустился в Первопрестольную. Простым любителям искусства надо скорее воспользоваться сложившейся ситуацией и идти на выставку, чтобы потом было о чем рассказывать детям и внукам.

    Поделиться