02.09.2005 02:00
    Поделиться

    Правнучка Распутина побывала в его родном селе

    Французская правнучка Распутина побывала в его родном сибирском селе

    Через четыре года Параскеву Федоровну с сыном Дмитрием, его супругу Феоктисту выселят. Они будут мыкаться по чужим домам, пока "зажиточных кулаков" не сошлют на поселение в приполярный Салехард. Они погибнут друг за другом. В 1933 году в России не осталось ни одного из прямых потомков Распутина.

    Параскева родила Григорию семерых. Четверо умерли в младенчестве. Младшая дочь Варвара, по дошедшим до нас сведениям, умерла незамужней в 1925-м. Матрена с мужем, царским офицером Борисом Соловьевым, а также с новорожденным первенцем отплывет из Владивостока на теплоходе, эвакуировавшем части чехословацкого корпуса. Соловьевы осядут во Франции.

    В не знающем износу доме Григория Ефимовича размещались больница, хозмаг, школа, комбинат бытового обслуживания. Дом, в котором гостили православные иерархи, особы императорского двора, необъяснимым образом продолжал притягивать людей. Однажды даже секретарь ЦК тайком пожаловал в село. Партийную "Победу", увязшую в грязи, дотащил до заветного места трактор.

    В музее Григория Распутина. Фото: Михаил Колянов.Из Распутина продолжали лепить стойкий образ демона. В 1979 году огромным тиражом напечатан роман Пикуля "Нечистая сила". На выходе "Агония" Климова. Когда киноленту крутили в Покровском, старики демонстративно вышли из кинозала. Они сохранили добрую память о земляке. Известно, например, что он вовсе не пил спиртного, даже основал общество трезвости. Роль сибирского крестьянина в отечественной истории доведена до неимоверного гротеска. Реальный образ растоптан. Уничтожат и жилище. Власти вслед за Ипатьевским домом в Екатеринбурге сносят распутинский в Покровском. Его сменило совхозное строение. А сюда вновь едут - историки, священнослужители, журналисты, политики, музыканты. Однажды нидерландская группа "Бони М" исполнила тут один из своих хитов - "Распутин".

    Через 75 лет после изгнания семьи Распутина на покровскую землю впервые вступил его кровный потомок - правнучка.

    Звать ее Лоранс. Носит двойную фамилию. На французском произносится как Ио (либо Юо) Соловьёфф. Живет в предместье Парижа. Особняк обставлен старинной, доставшейся по наследству мебелью. В спальне - фотографии прадеда. "Они меня защищают", - подчеркивает Лоранс. Когда-то она не знала не только о знаменитом предке - о русских корнях. Родные утаивали сей факт. Сама Лоранс долго скрывала от друзей свою родословную. Фамилию прадеда объявила в день своего 60-летия. "Гости от изумления чуть со стульев не свалились, - с подкупающей улыбкой рассказывает Лоранс. - Друзья привыкли к тому, что теперь я общаюсь с журналистами, участвую в научных конференциях. Моя миссия - донести правду. Краткая биография Распутина в школьных учебниках истории изложена в негативном тоне. Новую информацию мои соотечественники воспринимают с неподдельным интересом. Хотя прадеду посвящены сотни книг и фильмов, немногие исторически достоверны. Вы же понимаете, что имя Распутина использовали для сведения политических счетов, ярые противники монархии, а также те, кто за счет нечистоплотных домыслов желал получить коммерческий успех".

    Правнучку легендарного старца сельчане напоили парным молоком. Фото: Михаил Колянов.Лоранс навещает Россию в шестой раз. Впервые она приехала в Санкт-Петербург зимой. В Царском Селе при виде Екатерининского дворца и звуке колоколов женщина зримо представила, как юная Матрена, ее бабушка, идет навстречу великим княжнам. Питер Лоранс полюбила, останавливается в нем надолго. А вот в Сибирь не решалась выбраться. Одно дело, рассуждала она, большой город с европейским укладом жизни, другое - деревня, в которой снесли отчий дом. Бог весть как местные жители воспримут приезд из Европы родственницы Распутина.

    А здесь ее с нетерпением ждали. Пятнадцатый год в Покровском действует музей Григория Ефимовича. Организаторы - супруги Владимир и Марина Смирновы - за это время стали признанными в научном мире распутиноведами. На сбор экспонатов, документов они отдают все свободное от службы время. И - существенную часть семейного бюджета. Музей размещается в сорока метрах от снесенного особняка Распутина - в двухэтажном доме полуторавековой давности, на четверть ушедшем в землю. Здесь есть, например, подлинные записки Григория министрам с непременным обращением: "Милай, дарагой..."; уникальные фотографии, телеграфная переписка с императором. Когда дом "приговорили к смерти", из-под крыльца достали два мешка с личной перепиской Распутина. Бумаги пустили на растопку, сургучные печати громко трещали в печах.

    Предприимчивых людей продолжает соблазнять магическая фамилия Распутина, входящего в список самых знаменитых людей планеты. Лоранс не ведала, что отобедала в кафе и остановилась на ночлег в гостинице сельскохозяйственного холдинга, который тоже раскручивает бренд Распутина. Покровчанам повезло в начале прошлого века. Известный всей империи односельчанин приходил на выручку малоимущим: приобретал дома, скот, одежду, обувь. Построил школу и стал ее попечителем. В наступившем веке реабилитированное имя вновь приносит материальные блага. Глава сельской администрации Владимир Чеботаев перечисляет: появился водопровод, газ подводят, дорога наконец-то заасфальтирована, школа отремонтирована, агробизнес на ноги встает. Пусть зарплата пока не превышает трех с половиной тысяч рублей, это лучше, чем сидеть без работы. Без незримого "покровительства" Распутина селу уделяли бы меньше внимания. Вот и капитальный музей обещают отстроить. Тогда в нем можно будет разместить два сбереженных огромных наличника с дома Григория.

    Лоранс, в свою очередь, говорит о том, какую роль фамилия прадеда сыграла в судьбе бабушки. Как-то Григорий Ефимович двум своим дочерям (он дал им образование в Петербурге) предсказал: Варваре быть сестрой милосердия, Матрене - носить его фамилию через наказание. В 1926 году Борис Николаевич Соловьев умирает от туберкулеза. Положение вдовы с двумя детьми незавидное. Ресторан, ранее открытый супругом, обанкротился: в нем повадились обедать в долг бедные эмигранты. Однажды молодой женщине, танцовщице кабаре, менеджер крупнейшего американского цирка предложил: войдешь в клетку со львами - возьму на работу. Перекрестившись, вошла. Так она стала укротительницей с именем "Мария Распутина" - громкое имя привлекало публику. Арену Матрена покинула, когда ее ранил осатаневший белый медведь. Еще одно мистическое совпадение: в Юсуповском дворце сраженный выстрелом в спину Григорий Распутин рухнул на шкуру белого медведя.

    Лоранс довелось участвовать в похоронах любимой бабушки в Лос-Анджелесе. Практичная мать, Татьяна взяла дочь в США исключительно как переводчика: ведь Лоранс безупречно владеет английским. Похоже, тут, в Покровском, она весьма сожалела, что не знает русский. В прогулке по селу Лоранс заходит в приглянувшиеся дома - "пообщаться с простыми крестьянами". Тех трогательная улыбка иностранки, ее призывная жестикуляция приводит лишь в смущение. На подмогу спешит верный толмач Наталья Николаева - жительница Петербурга, сопродюсер фильма Би-би-си о судьбе Распутина. Она познакомилась с Лоранс полтора года назад, с тех пор по просьбе последней неотступно сопровождает ее во время пребывания в России.

    Лоранс, естественно, хочет увидеть черты дореволюционного Покровского. Однако от старого села почти ничего не осталось. Чудесным образом сохранился обильно украшенный деревянной резьбой телеграф, ныне почтовое отделение. Отсюда Григорий Ефимович отправлял депеши по всей России. Незадолго до начала Первой мировой пошел отбивать очередную телеграмму самодержцу. На улице его пырнула ножом незнакомая женщина - полубезумная сифилитичка Хиония Гусева. В тюменской больнице Распутин дочери Матрене с горечью повторял: это начало конца, кабы не ранение, на коленях упрашивал бы царя не ввязываться в схватку с германцами. В 1912 году, тому есть убедительные документальные свидетельства, Григорию удалось отговорить Николая не вступать в военные действия - ради сохранения народа и империи.

    Владимир Смирнов пытается найти остатки стены храма, придел к которому был возведен на деньги Распутина. К разочарованию Лоранс, и камушка не осталось. На месте старинной церкви, целиком разрушенной в 1953 году, стоит дом культуры. Дискотеки идут буквально на погосте.

    Француженка уводит своих экскурсоводов от грустных мыслей: "Покажите мне русскую печь!" Таковую насилу отыскали. Валентина Лосева, обладательница единственной в селе русской печи, спешит подоить корову, дабы угостить парным молоком, а на прощание выносит из сенцев две банки с маринованными овощами: "Берите, нето обижусь! В Париже покровских огурчиков не купите".

    - Если кто думает, что я обладаю какими-то необычными способностями, того вынуждена разочаровать, - говорит Лоранс. - Я простая женщина. Оставшись одна, работала секретарем. Вырастила детей. У меня трое внуков. В последние годы моя жизнь стала духовно насыщенной, получила дополнительный смысл: вникаю в историю России, православия, узнаю о своих корнях, встречаюсь с русскими людьми.

    На днях Лоранс вернется во Францию, поделится впечатлениями с двумя родными братьями, детьми. На следующий год ее официально пригласили вновь посетить Покровское.

    Поделиться