29.08.2005 02:00
    Поделиться

    Зарплаты московских учителей увеличились на треть

    - минимальная зарплата московских учителей составит 9 тысяч рублей;
    - начальная школа в столице становится шестилетней;
    - 1 сентября учеников примут 11 новых школ;
    - все образовательные учреждения столицы оснастят "тревожной кнопкой";
    - 13 директоров школ освобождены от работы за вымогательство.

    За парту вместе со страной

    Российская газета | Любовь Петровна! Московские школьники начнут учебный год вместе со всеми? Или, как предлагал мэр, летние каникулы им сократили, чтобы продлить осенние и зимние, и они уже учатся?

    Любовь Кезина | Медики - педиатры, физиологи не поддержали эту идею. Считают, что при московском климате детский организм не успеет восстановиться за более короткий срок. Да и родители оказались против: большинство из них именно летом стараются вывезти куда-нибудь детей. Восстали и педагоги.

    РГ | Наверное, потому, что привыкли по три месяца отдыхать?

    Кезина | Это только кажется, что у учителей большой отпуск. На самом деле мало кто отдыхает в течение всех законных 56 рабочих дней. Дай бог, месяц удастся отгулять. Ведь в июне еще идут выпускные экзамены и производственная практика. Потом начинается время оздоровительных лагерей и разных походов. В общем, мэр согласился с тем, что педагогический коллектив и родительский комитет каждой школы должны сами решить, когда и сколько отдыхать их детям.

    РГ | Первоклашек много ожидаете?

    Кезина | 80 тысяч, а в прошлом году было 77 тысяч. Первый урок у них, как и у всех остальных школьников, будет называться "Россия - родина моя". На нем учителя напомнят в том числе и о Беслане, все вместе почтят память погибших там учеников школы N 1 минутой молчания.

    РГ | А сколько в столице детей, которые должны бы учиться, но в школу не придут, так и останутся неучами?

    Кезина | Задача департамента: чтобы за парту сели все дети, без исключения. Мне импонирует позиция президента РФ Владимира Путина, заявившего в своем послании, что образование в стране должно быть не только доступным, как записано в Конституции РФ, но и обязательным.

    По указанию Юрия Михайловича Лужкова в столице разработан проект закона о всеобуче, который, я надеюсь, будет принят, как только депутаты Мосгордумы возобновят работу после летних каникул.

    В прошлом году в Москве, в частности, не учились 141 ребенок из так называемых трудных семей. Но и они не были брошены на произвол судьбы - органы образования устраивали их на работу или в ПТУ. Сколько таких ребят наберется сейчас, станет известно после проверки, которой правоохранительные органы, районные управы и попечительские советы займутся сразу же после начала нового учебного года.

    С любимыми не расставайтесь

    РГ | А что за эксперимент с шестилеткой в начальной школе начинает Москва?

    Кезина | Два дополнительных года к традиционным четырем (в рамках существующей одиннадцатилетки), на мой взгляд, помогут младшим школьникам плавно перейти в основную школу.

    Этот момент всегда болезненный. Но если же с детьми останется родной классный руководитель, то появление множества предметников произойдет без лишних стрессов. Проработав десять лет учителем начальных классов, я знаю, как тяжело происходит расставание с первым учителем, от которого больше всего зависит: будет у ребенка желание учиться и дальше или его отобьют раз и навсегда. Не случайно же люди, уже имеющие детей и внуков, продолжают помнить своего первого учителя.

    РГ | Вам звонят ваши ученики?

    Кезина | И звонят, и приходят.

    РГ | И все-таки специалисты сомневаются в способности учителей начальных классов, имеющих, как правило, среднее образование, стать хорошими классными руководителями пяти-шестиклассников.

    Кезина | В Москве высшее образование у большей части педагогов. Новая роль им вполне по плечу.

    РГ | Свободных вакансий много?

    Кезина | Практически нет. Катастрофой для столицы был 1995 год, когда школы покинули сразу более 5 тысяч учителей. Учителя математики двинули в вычислительные коммерческие центры, "англичане и немцы" - в турфирмы, физкультурники - в платные физкультурно-лечебные комплексы. Я в ужас пришла, когда увидела, что банки разбирают даже историков. Но за эти годы в столице открылось пять городских пединститутов, и кадровый голод теперь в основном удовлетворен.

    Осталась разве что потребность разгрузить, например, учителей английского языка, физкультуры, информатики, работающих нередко на две ставки. Им ведь надо иметь возможность не только отдохнуть, но и подготовиться к урокам. В наше время, когда 30-40 процентов учащихся могут выйти в Интернет, а учителей - только 20 процентов, это становится весьма актуальным.

    РГ | Удается молодежь удержать в школах?

    Кезина | Удается, с помощью специального постановления "О поддержке педагогических коллективов", в котором предусмотрен целый ряд мер поддержки именно молодого учителя. Как показывает практика, если человек не ушел из школы в течение первых трех лет, он останется в ней на всю жизнь. Поэтому все эти годы выпускник педвуза в Москве теперь получает надбавку к зарплате. У имеющих красные дипломы она доходит до 40 процентов. Кроме того, молодой учитель получает 20 тысяч рублей единовременного пособия, так называемые подъемные на обустройство, еще 15 процентов к зарплате - на проезд. Добавьте надбавку за стаж. Для того чтобы она появилась, в педвузах специально была изменена форма обучения студентов. Четыре года они там учатся, а на пятый переходят на заочно-очное обучение и одновременно идут работать в школу. С этого момента у них появляется трудовая книжка и начинает отсчитываться стаж. На выходе из института выпускника ждет аттестация. В итоге большинство получают не ниже девятого разряда, а многие - и одиннадцатый, двенадцатый. Никто не пытается спихнуть на молодого специалиста самые трудные классы и в школе, не пытается подсунуть ему самое неудобное расписание с "окнами". В общем, труд молодого учителя оценивают сейчас не ниже, чем опытного.

    РГ | И сколько же он получает все-таки?

    Кезина | Средняя зарплата педагога в Москве была 7800 рублей. С 1 августа весь фонд зарплаты работников образования повышен на 40 процентов. В зависимости от стажа кто-то получит прибавку 30, кто-то - 40 процентов, но ниже 9 тысяч рублей получать никто не будет.

    РГ | Все ли выпускники педвузов доходят до школы?

    Кезина | К сожалению, нет: процентов 60-70. Выясняя каждый раз, почему тот или иной свежеиспеченный специалист не пришел в класс, мы поняли, что дело даже не в зарплате. В Москве, например, 250 учительских династий, общий стаж работы которых в школе составляет от 107 до свыше 500 лет. В этих семьях дети с самого рождения видят, какая трудная у их родителей работа и как мало им за нее платят. Но это не останавливает их при выборе профессии! Уходят чаще всего те, кто приходит в "пед" за "корочкой". Поэтому вот уже два года в московских институтах ведется контрактный целевой прием студентов, в ходе которого предпочтение отдается ребятам из тех же учительских династий, из педклассов, выпускники которых действительно мечтают работать в школе.

    Берегите учеников

    РГ | Любовь Петровна! Много в Москве появится к первому сентября новых школ?

    Кезина | 11, хотя планировалось 6. А главное, какие школы! Две, например, расположенные на улице Маломосковской и на 5-м Монетчиковском переулке, построены по индивидуальным проектам. Настоящие дворцы площадью по 14 тысяч квадратных метров - с большими классами, широкими коридорами, огромным атриумом появились. Да и типовые школы на типовые непохожи, все сделано с выдумкой и фантазией.

    РГ | Такое активное строительство поможет в этом году покончить со второй сменой в школах, чего давно добивается правительство Москвы?

    Кезина | К сожалению, пока нет. Хоть и немного - всего 3 процента, или 30 тысяч из 820 тысяч столичных школьников, продолжат учиться во вторую смену. Но, честно говоря, гораздо больше меня волнует сейчас другая проблема. Падение рождаемости привело к тому, что несколько школ в Москве уже загружены наполовину. Если в целом по стране начиная с 1995 года учащихся стало меньше на миллион, то в Москве - на 200 тысяч. И это еще не пик! По нашим прогнозам, пик будет в 2008 году, когда в столице может остаться всего половина от нынешнего количества школьников. Поэтому уже сегодня нужно думать, как сохранить места в школах, колледжах и вузах для будущего демографического всплеска? Пока, к счастью, выручают дети мигрантов.

    РГ | Детских садиков в городе по-прежнему дефицит?

    Кезина | Жуткий! 12 тысяч детей стоят в очереди. Мамы записываются в книгу ожидания еще беременными. Потеряв систему ведомственных садиков, город сейчас пытается вернуть хотя бы земельные участки, на которых они располагались. Ведь при каждом была большая территория, на которой Москва может построить муниципальные сады.

    Хочешь быть спокойным за ребенка, думай о худшем...

    РГ | Что сделано для безопасности школ?

    Кезина | К 1 сентября все до единого учреждения образования в Москве: школы, детские сады, центры детского творчества, колледжи, вузы, будут оснащены "тревожной кнопкой". Установка ее стоит 18 тысяч рублей, обслуживание - еще 2,5 тысячи в месяц, что вполне по-божески и доступно городу. 80 процентов учреждений также защищены заборами, вокруг остальных их планируется возвести в будущем году. Они будут металлическими, высотой не меньше 2,5 метра и не черными, а веселыми - двух-, трехцветными.

    РГ | "Магнитная карточка" потребуется при входе в школу?

    Кезина | Это второй этап, на котором одновременно будут установлены и видеосистемы. Если учесть, что в департаменте - 4 тысячи образовательных учреждений, а цена оборудования - миллион рублей за каждое здание, то становится понятно, что тут требуются другие деньги. Тем не менее в рамках общегородской программы по созданию системы обеспечения безопасности города это планируется сделать. Причем от видеомониторинга в каждом отдельно взятом учреждении столица намерена пойти еще дальше: выводить информацию в центры, куда поступают сигналы со всей столицы. Но это случится уже на третьем этапе. Пока же мы находимся на первом, самом низшем. Выполнить всю программу планируется в течение трех ближайших лет.

    Цена школяра

    РГ | Расскажите, пожалуйста, еще об одном столичном новшестве: нормативном финансировании школ, о внедрении которого недавно подписал распоряжение мэр.

    Кезина | Необходимость такого финансирования была заложена еще в Законе "Об образовании", принятом в 1992 году. Внедрение тормозили финансисты. Им проще выделять деньги постатейно, увеличивая, скажем, каждую статью на 1-2 процента. Если же посчитать, сколько стоит в целом обучение одного ученика в зависимости от типа учреждения, в котором он учится, то расходы сразу же существенно вырастают. Поэтому хорошая идея оставалась нереализованной. В прошлом году об этом напомнил в своем Послании президент. Многие регионы восприняли его слова как команду и нормативное финансирование ввели. Когда Москва стала смотреть, как это им удалось, обнаружилось, что кое-кто снова прибег к профанации. Разделили имеющийся у образования бюджет на количество учащихся и на этом основании объявили плату за одного школьника. Мы так делать не стали, а посчитали реальные расходы на учащихся всех 18 типов образовательных заведений, имеющихся в городе. В итоге получилось, что самый дорогой воспитанник у нас в санаторно-лесной школе обходится в 208 899 рублей в год. Обучение ребенка в обычной средней образовательной школе стоит 26 172 рубля, в школе с углубленным изучением отдельных предметов - 28 663 рубля. Посещение группы для детей дошкольного возраста с 12-часовым пребыванием обойдется в

    45 595 рублей, а с 24-часовым пребыванием - уже 47 499 рублей и т. д. В итоге переход на новую систему потребовал от властей добавления образованию 12 миллиардов рублей. Эти средства заложены в проекте бюджета будущего года.

    РГ | За учебники по-прежнему будет платить город?

    Кезина | Да. Москва - единственный регион в России, где с первого класса и кончая библиотеками вузов, учебники представляются бесплатно. На это ежегодно расходуется 600-700 миллионов рублей из столичной казны.

    Благотворительность не нуждается в именах

    РГ | Любовь Петровна, а где, по-вашему, проходит грань между добровольной помощью, которую семья ребенка готова оказать школе, и поборами с учащихся?

    Кезина | Очень серьезный вопрос. В конце прошлого года департамент вместе с Контрольно-ревизионным управлением Москвы в течение двух недель проводил "горячую линию". Поступило 200 звонков от родителей. В результате 13 директоров школ были освобождены от работы, причем в первую очередь как раз за вымогательство.

    РГ | На что же они собирали деньги?

    Кезина | На мебель, на доплату учителям, на компьютеры. Хотя могли бы получать помощь и от родителей, и от бывших выпускников, и от спонсоров законно. Для этого требовалось создать попечительский совет, а при нем - юридически зарегистрированный фонд. Вот на него перечисляйте сколько угодно денег, правда, при условии - отправитель должен оставаться безымянным. Кто внес, сколько внес - знать ни к чему, если действительно хочется помочь школе, а не купить ребенку какие-то привилегии. Наличных же денег в школе не должно быть ни копейки.

    РГ | Но с днем-то рождения можно поздравить классную руководительницу сына?

    Кезина | Не комплектом же нижнего белья!

    РГ | А чем?

    Кезина | Цветами, книгой... Для меня книги до сих пор - самые дорогие подарки от бывших учеников.

    РГ | Кому пожаловаться, если ребенка не берут в школу, которую ему выбрали родители?

    Кезина | В окружное управление. Именно оно принимает решение о зачислении ученика. Директора школ только собирают заявления. Порядок такой: любой москвич может учиться в любой школе. Главное условие - чтобы было свободное место. Если мест меньше, чем желающих попасть на них, приоритет отдается тем, кто проживает по соседству, и тем, у кого в этой школе уже учатся братья или сестры, чтобы маме с папой потом не пришлось разрываться между родительскими собраниями. Наш принцип такой: школа - для ребенка. В ней должны соблюдаться права детей.

    РГ | От начальной военной подготовки, школьников, кажется, наконец избавили?

    Кезина | Ее не будет в этом году, а на будущий год по закону снова будет, несмотря на то, что директора школ выступают категорически против. Я их поддерживаю: кто будет вести эти уроки? Женщины? Скажу по собственному опыту: хоть я и не мечтала ни о чем другом, как о работе в школе, да и опыт имею немалый, по военному делу в жизни не сумею дать урока. Не знаю я ни автоматов, на гранат... Ну разве что скомандовать смогу: напра... нале...

    РГ | Еще одно письмо от мамы девочки, больной ДЦП: как устроить дочку в учреждение дополнительного образования хотя бы на два-три часа в день? Ребенку так нужен коллектив.

    Кезина | Я помогу, конечно, так как в Москве создана целая система работы с детьми-инвалидами. Работаем мы вместе с департаментом здравоохранения. В частности, для больных детским церебральным параличом открыто пять школ-интернатов, в Переделкине строится шестая. На юго-западе вводим школу-интернат для больных гемофилией, где будут созданы и группы для слепых детей. Делается это по просьбе родителей, которые написали о том, как тяжело им добираться в специализированный интернат, расположенный на северо-востоке.

    РГ | Любовь Петровна! Не испытываете ли вы ностальгии по старой доброй школьной форме?

    Кезина | Ни в коем случае! Я как рассуждаю? Разве я могла бы, например, сама целый год ходить в одном и том же платье? Или смотреть на одетых во все одинаковое учителей? Да ни за что! Почему же дети должны быть одеты как братья-близнецы? Поэтому - в чем ходить - решают сами школы. Вернее, ученики. Они же, точно знаю, в большинстве своем против формы, и я на их стороне.