С самого начала "Нашествие" на протяжении трех лет (2000-2002) проходило на ипподроме в Раменском. Но переломным оказался 2003 год, когда фестивальное движение с одной стороны прижали террористы взрывом на "Крыльях", а с другой - раздраженные ежегодным грохотом жители Раменского. Фестиваль пришлось свернуть и скромно провести в студии "Нашего радио".
Положение решили исправить, и мероприятие перенесли в поселок Эммаус под Тверью. Сами организаторы именовали свой фестиваль "главным приключением лета". И это очень верно. Тут только доехать - одно приключение. Чтоб на такое решиться, надо очень любить русский рок и палаточный отдых.
Организаторы и область выделили около 3 млн. рублей на такие развлечения, как театрализованная площадка, ночной кинозал и подъездные пути к бывшему колхозному полю на берегу Волги.
Выдержать три дня подобного рода развлечений довольно сложно: во-первых, не самые легкие условия быта, как бы организаторы ни пытались его улучшить, во-вторых, слишком чрезмерное количество музыки и всего остального. Они были в чем-то правы: все это было довольно тяжело, для некоторых превращалось в запой, многие спали прямо в грязи, все напоминало цыганский табор или племя кочующих беженцев. К месту вмешалась и Тверская епархия, обратившаяся к участникам "Нашествия" с просьбой - при попытке сделать "русский Вудсток" "сохранять человеческое достоинство".
К сожалению, по музыкальной составляющей таких мероприятий вряд ли стоит судить об их культурологичности. Тем не менее сцен в этом году было три, они находились в разных концах поля и работали одновременно.
В первый день фестиваля главная сцена была отдана "Агате Кристи". Кажется, что братья Самойловы вовсе не растеряли былой славы, просто их публика стала шире, она теперь ограничивалась не столько тинейджерами, что подтвердил своим появлением представивший группу журналист Леонид Парфенов. На Северной сцене выступал так называемый "Тверской блок" - местные рок-группы специально для тверских жителей.
Южная сцена потчевала легким и прозрачным этно. Среди выступающих наибольший интерес вызывали все же те группы, которые, что называется, на слуху. Например, группа "Dети Пикассо", выступление которой обычно производит очень благоприятное впечатление на окружающих, расслабляет и заставляет подумать о вечном. Или девушка по имени Пелагея с лихими вокальными данными.
В принципе идея разделить фестиваль на несколько концептуальных была довольно неплоха. Тут каждый мог послушать то, что ему нравится. Любители панка скучились у одной сцены, в то время как поклонники мрачного хард-н-хэви угорали у другой. Конечно, на главную сцену допустили особо заслуженных.
Было на фестивале и место скандалам - куда ж без них. Солист группы "Король и шут" заявил, что он против того, чтобы на фестивалях такого уровня выступали группы вроде "Уматурман" и "Звери".
Зато особой популярностью пользовался панк-коллектив "Наив", который в очередной раз задвинул известный набор хитов. Впрочем, как у многих других: многие музыканты не особо заморачивались на выборе репертуара, играли именно схематично, как на рядовом концерте, хотя публика ждала сюрпризов.
Оправдывался один Владимир Шахрин - мол, зачем играть что-то новое, здесь надо выбирать все обкатанное, атмосфера не предполагает экспериментов. Но "Чайф" - совсем другое дело. Трудно представить себе грандиозное выступление без "Никто не услышит", поэтому группа порадовала и своими старыми песнями ("Аргентина - Ямайка"), и совсем старыми, причем чужими - Майка Науменко, Бориса Гребенщикова ("Рок-н-ролл мертв, а я еще нет!"), группы "Кино" ("Мама - анархия, папа - стакан портвейна"). Музыканты уверяют, что выполняют таким образом еще и просветительские функции - про песни-то эти вроде все знают, но мало кто их слышал, особенно из молодежи.
Однако сложно сказать, какую функцию выполняет музыка на такого рода событиях. Для кого-то это всего лишь фон, на котором хорошо принимаются солнечные ванны и пиво. Для других - главный повод приезда. Каким, например, стала группа "ДДТ", выступавшая в субботу на "Нашествии" второй раз (первый - в 2001-м). Юрий Шевчук пел новые песни, одну из них совсем новую - "Метель августа", а заодно и напомнил о старых - "Просвистела", "Родина" и даже "Что такое осень", которую некоторое время отказывался исполнять по принципиальным и сезонным соображениям. В общем, пел два часа. Жалко только, что сил у людей на него почти не осталось.