17.06.2005 03:01
Поделиться

Сергей Оганесян: Альтернативы ОПЕК нет

Российская газета | Сергей Арамович, недавно советник президента России Андрей Илларионов заявил, что наша страна должна устранить монополию ОПЕК, насколько это возможно. Как вы оцениваете такую перспективу?

У России нет обязательств перед ОПЕК, можно достаточно гибко вести свою линию

Сергей Оганесян | Я не считаю, что это было бы правильно. Да, действительно, ОПЕК несколько утратило свое влияние, но альтернативы этой организации нет. У России как наблюдателя поэтому есть четкая позиция - поддерживать не высокие, а разумные мировые цены на нефть. То есть в диапазоне 45-50 долларов за баррель. Более высокая цена может быть опасной для нашей экономики и экономик других стран. Наше присутствие в ОПЕК как раз говорит о том, что мы не отвергаем курс организации и выступаем за сохранение такого коридора. У Саудовской Аравии - единственной в ОПЕК - есть достаточные резервы, чтобы в случае необходимости увеличить добычу нефти. Но у России нет и жестких обязательств перед ОПЕК, и мы можем достаточно гибко вести свою линию. Это очень тонкая игра. И в отношении ОПЕК, и в отношении стран ближневосточного региона мы намерены сотрудничать со всеми влиятельными структурами для продвижения экономических интересов России.

РГ | Не секрет, что Россия оказалась вытеснена с главных ролей в ближневосточной политике. Насколько влияние США в регионе мешает продвижению наших долгосрочных проектов?

Оганесян | Из своих встреч на Ближнем Востоке я вынес убеждение, что там не собираются делать ставку только на одно государство, которое, скажем мягко, отслеживает ситуацию. Идет поиск альтернатив. Именно в этом благоприятный фон для наших усилий. Кстати, наше стремление к сотрудничеству не ограничивается Саудовской Аравией и ОАЭ. К примеру, готовится встреча с руководством Кувейта и Омана, в Катаре открываются новые интересные "ниши" для наших компаний.

РГ | В чем причина затянувшейся паузы в экономическом диалоге с Саудовской Аравией?

Оганесян | Действительно, контакты были заморожены на 5-7 лет. Основной причиной была позиция Саудовской Аравии по чеченской проблеме. Однако она изменилась после того, как саму Саудовскую Аравию коснулась волна терроризма. Тем не менее я не считаю, что мы начинаем с "чистого листа". Дверь в Саудовскую Аравию открыл еще Игорь Юсуфов в бытность министром энергетики России. Но после этого из-за неготовности к подписанию соглашений о защите инвестиций и избежании двойного налогообложения процесс взаимного сближения, к сожалению, приостановился. Сейчас же мы реально запустили механизм нашего взаимодействия. Более того, в рамках так называемой "газовой инициативы", выдвинутой саудовским руководством, начинают реализовываться газовые проекты, в которых принимает участие компания "ЛУКОЙЛ", уже оформившая лицензию в северной части пустыни Руб-Эль-Хали. Общая стоимость проекта превышает 2-3 миллиарда долларов. В течение ближайших пяти лет компания будет производить геологоразведочные работы, ориентировочная стоимость которых - 200 миллионов долларов. Кроме того весьма успешно стартовали в Саудии и две другие российские компании.

РГ | Это точечный прорыв или же начало масштабного процесса?

Оганесян | Если посмотреть в целом на ситуацию в Саудовской Аравии, то можно отметить, что власти этой страны заинтересованы в развитии сотрудничества с Россией. В числе обсуждавшихся тем - совместное развитие сервисных услуг, работы по запуску спутников связи, открытие прямого авиасообщения. Отмечу, что режим налогообложения для нашего бизнеса здесь вполне благоприятный, а политическая стабильность исключает страновые риски.

РГ | Какие результаты дал ваш визит в Объединенные Арабские Эмираты?

Оганесян | Здесь, к сожалению, все пока несколько сложнее, чем с Саудовской Аравией. Крайне трудно внедриться на этот рынок, емкий, но насыщенный, чему свидетельством последние десять лет. Впрочем, уже давно идет сотрудничество в военно-технической сфере. К сожалению, в ОАЭ пока не знают, что представляют из себя российские вертикально интегрированные нефтегазодобывающие и сервисные компании. Поэтому на встрече с вице-премьером ОАЭ был представлен ряд российских компаний, которые имеют интересы в этой стране. Достигнута договоренность о том, что в конце года в Москве пройдет межправительственная комиссия двух наших стран, которая должна придать новый импульс двусторонним отношениям. Есть и внутрироссийские проблемы, которые тормозят развитие диалога. В частности, минфин считает, что подписание договора между Россией и ОАЭ об избежании двойного налогообложения в данный момент нецелесообразно, пока создана рабочая группа.

РГ | Какие плюсы для России сулит вхождение в страны региона?

Оганесян | Сотрудничество в области ТЭК и применение здесь современных технологий, безусловно, будет шагом вперед для нашего бизнеса. Кроме того, нельзя сбрасывать со счета фактор координации со странами-членами ОПЕК.