Полунин превратил "Аквариум" в курятник

Москва, до того понятия не имевшая об уличном театре, стала его своеобразной столицей. Возглавил этот театр без границ наш клоун Слава Полунин. Он же предложил для нынешнего, VI Чеховского фестиваля шоу французского уличного театр Urban Sax, которым руководит удивительный, полный настоящего клоунского безумства композитор и режиссер Жильбер Артман. Полунин присовокупил к его 50 саксофонам "Провинциальные танцы" из Екатеринбурга, японского хореографа из Голландии Шусаку Такеучи, сотрудников собственного театрального центра, студентов-акробатов и пуховые инсталляции Алексея Костромы, известного художника из Питера. Все это разместили в московском саду "Аквариум", прямо перед Театром им. Моссовета.

Мероприятие носило вовсе не уличный, а вполне светский характер. Московское начальство, Михаил Швыдкой, артистический бомонд и толпы журналистов собрались поглазеть на новую диковинку, привезенную Полуниным. Единственно публичной частью представления было шествие инопланетян с саксофонами, возглавляемое белым акробатом, с полотнищами белых флагов в руках. Часть саксофонов примостилась на садовом кране. Их поднимали вверх, и они ввинчивали в вечерний воздух Триумфальной площади протяжный, таинственный звук самых удивительных на свете инструментов. Это медитативное, психоделическое шествие продолжалось около получаса, пока все оно не втянулось в узкие ворота "Аквариума" под неусыпным контролем московской милиции. Начальник подразделения добродушно и весело командовал толпой: "Осторожно, граждане, детей не раздавите! Не напирайте, вы же люди культуры!" Граждане старались прислушиваться, тем более что их было не очень много.

Впрочем, когда вся толпа заполнила пуховый сад, оказалось, что ее все-таки много для того, чтобы во всех деталях рассмотреть диковинное шоу. Лучшая точка была на деревьях. Но туда никто не рискнул залезть, потому что все их стволы Алексей Кострома завернул в пуховое оперенье. Земля была усыпана нежным, белым гусиным пухом, в котором тоже очень хотелось кататься как в снегу. Марк Розовский тут же произнес шутку, немедленно облетевшую сад: "Только Полунин мог превратить аквариум в курятник". Когда в конце представления она достигла Полунина, он радостно и одобрительно засмеялся.

Саксофонисты, похожие на космонавтов, в скафандрах и в изысканных кринолинах, плыли сквозь белый, лунный ландшафт "Аквариума", располагались на всевозможных возвышениях, кое-кто из акробатов висел в гамаках на деревьях, но главной сценической площадкой действа стал козырек над входом в театр. Там саксофонисты отрывались уже в компании белых танцоров. Медитативная музыка превращала и без того странный пейзаж и вовсе в нереальное пространство.

В какой-то момент вихрь серебристого снега взвился в воздух, последний стон саксофона неожиданно затих, и сад погрузился в совершенно таинственную тьму. Публика стала разбредаться - кто в театр, на прием по случаю открытия Чеховского фестиваля, кто - за ворота "Аквариума". И только здесь, в опустевшем саду, где еще оплывали звуки только что умолкнувших саксофонов, открылась вся лунная красота этой инсталляции и замысел всего представления. В этом преображенном пейзаже фантастических видений лишними были только зрители, скучающими толпами блуждающие между белых деревьев под неземные звуки саксофонов. Так любимая идея Чеховского фестиваля о театре для людей встретилась с другой, не менее актуальной идеей - театра без людей. В саду "Аквариум" последняя оказалась эффектнее.

О том, как эта коллизия будет развиваться на фестивале дальше, мы будем рассказывать в течение предстоящих двух месяцев.