В Москве уволили 13 директоров школ

А началось все с того, что в начале мая Департамент образования Москвы провел "горячую линию" по вопросам приема детей в общеобразовательные учреждения. Звонков от возмущенных родителей было очень много - около 500. Среди них - 220 жалоб на действия администрации 152 школ и садов.

Проверки контрольно-ревизионного управления департамента образования выявили, что в 80 школах Москвы собирают с родителей деньги. Причем за поступление в школу берут до 12 тысяч рублей, а ежемесячная "добровольная помощь" школе доходит до тысячи рублей. Речь здесь идет не о частных школах, где обучение, разумеется, стоит гораздо дороже. Обязательная плата в муниципальных школах взимается даже за факультативные занятия, что по сути нонсенс.

Вот несколько конкретных примеров злоупотреблений, приведенных в ведомстве Любови Кезиной. В школе N 1106 с родителей каждого первоклассника брали по шесть тысяч рублей. Кроме этого требовался ежемесячный взнос от 700 до тысячи рублей через фонд "Попечитель". Руководителем же этого фонда был замдиректора, что строго запрещено.

В школе N 1355 обязательный вступительный взнос был чуть поменьше - три тысячи рублей. При этом часть денег принималась по платежкам, а часть - наличными, без оформления каких-либо документов. И куда они шли потом - неизвестно.

Заведующая детским садом N 1755 являлась одновременно руководителем, учредителем и распорядителем денег созданной автономной некоммерческой организации Попечительский совет поддержки развития образования "Счастливое детство". Денежные средства поступали туда от родителей в качестве добровольных взносов. Принимала их сама заведующая. Никакой отчетности, а в налоговые органы подавались документы с нулевым балансом. То есть как будто никаких денег нет и в помине. Однако с сентября 2004 года к рукам шустрой администраторши "прилипло" около 573 тысяч родительских рублей. Именно этот случай будут разбирать в правоохранительных органах.

Ситуацию накалил и такой нюанс. О взятках в школах говорили накануне на заседании правительства Москвы по вопросам подготовки к будущему учебному году. Возмущенный Юрий Лужков оперировал выдержками из обращения в мэрию молодой матери, которая писала: за зачисление ребенка в школу с нее потребовали ни много ни мало, а две тысячи долларов. Любовь Петровна Кезина рискнула тогда утверждать, что в подведомственных ей школах деньги за поступление в учебные заведения не берут.

И тут такое фиаско. Видимо, еще и поэтому руководитель столичного образовательного ведомства не стеснялась в формулировках. К примеру, послала одного из проштрафившихся директоров на ... бензоколонку. Работать, разумеется. По мнению Кезиной, именно там нужны люди с хорошо развитой коммерческой жилкой.

Впрочем, директор школы N 1037 Татьяна Рыбина, а именно на нее одной из первых обрушился гнев главы департамента, пока продолжает работать по профилю. Однако приказ об увольнении, как сообщил пресс-секретарь столичного департамента образования Александр Гаврилов, дело нескольких дней. Позавчера, первого июня, был один из самых ответственных для школьного сообщества дней - выпускники писали сочинения. Татьяна Викторовна была еще на своем посту, но на вопрос "РГ", хочет ли она прокомментировать случившееся, ответила:

- Мне пятьдесят лет, я кандидат наук и заслуженный учитель, да к тому же и мудрая женщина. Неужели вы думаете, что в этой ситуации я буду что-то комментировать? Ни в коем случае. Но это вовсе не значит, что мне нечего сказать! Вам не хватит газетной страницы, чтобы все записать!

Примерно тот же текст мы услышали от других замешанных в этой истории директоров. Кое-кто по доброй чиновничьей традиции решил выдержать паузу. Так, в школе N 1963 сообщили, что директор Мария Марченко на больничном. К слову, нигде случившееся никоим образом не сказалось на экзаменах.

Среди причин недовольства директорами есть и, казалось бы, совсем пустяковые. Ну кто, скажите, не сталкивался с такой ситуацией: сначала родительский комитет закупает учебники на весь класс, а в конце года передает книжки в школьную библиотеку, которые в большинстве своем бедны, как церковные мыши. Или традиционные подарки выпускного класса любимой "альма-матер". Дело святое, что там говорить!

Кто прав, а кто действительно потихонечку обирал родителей, нужно еще разобраться. Однако дыма без огня, как известно, не бывает. Директор школы с некоторых пор - персона неприкосновенная, во всяком случае в своем королевстве. Любое, с позволения сказать, новшество в сфере внутреннего распорядка, вплоть до отмены выпускных вечеров, легко оправдывается бумагой под названием "Устав школы". Это индульгенция на очень многие грехи и грешки, которые числятся за администрациями школ, особенно престижных и элитных. Именно этот всесильный документ разрешает исключать из школы девятиклассников с двумя тройками, вводить тестирование первоклассников и требовать от них знание синхрофазатрона.

Денежные поборы с родителей тоже не большая проблема. Всем хорошо известно: бюджет покрывает в среднем половину школьных нужд, да к тому же есть такое обтекаемое - в моральном и юридическом плане - выражение, как "добровольные пожертвования". Причем чем только не берут: и учебной литературой, и мебелью - далеко не всегда школьной, даже продуктами - далеко не всегда для школьного буфета. Директор обладает почти абсолютной властью и не подлежит критике. Перефразируя латинскую пословицу: "Что нельзя быку, можно Юпитеру!"

   Компетентно

Лариса Павлова, адвокат общественной организации "Родительский комитет":

- Хочу напомнить, что в России пока бесплатное среднее школьное образование. Значит, деньги за занятия по основным базовым предметам, а они перечислены в "Расписании уроков", с вас никто требовать не вправе. Учебники тоже должны выдаваться бесплатно. Дополнительные платные услуги могут быть оказаны за занятия, которые не входят в базовый учебный план. Но все это только на основании договора родителей и школы. Если этот договор с вами не заключен и вы не давали согласия на то, чтобы вашему ребенку преподавали, к примеру, танцы, ничего платить вы не обязаны.

Очень часто школы организовывают попечительские советы, которые занимаются сбором денег якобы на содержание школы. Участие в таком "спонсировании" является исключительно добровольным. Те родители, кто готов оказать учебному заведению материальное содействие, имеют право потребовать финансовый документ о том, что деньги у него приняты. Естественно, сбор денег на экскурсии или походы в театр побором не является и испокон веку осуществлялся за счет родителей. Если же вам предлагают внести энную сумму, к примеру, на оборудование, родитель может отказаться. Ну а если он видит, что действия директора явно незаконны, а поборы приобрели характер вымогательства, советую обратиться сразу в две инстанции: с заявлением в прокуратуру и с жалобой в департамент образования.

Однако справедливости ради нужно сказать, что обирают в нашей школьной системе не только учащихся, но и самих директоров. Не так давно ко мне обратилась глава одной из московских православных гимназий, которую третировала руководительница окружного образовательного ведомства. Аппетиты у обремененной властью дамы были не маленькие. Не согласных директоров попросту увольняли. И таких набралось не меньше десятка.