07.04.2005 02:00
Поделиться

Точку в противостоянии "Газпрома" и правительства поставит президент

Судя по всему, именно Владимиру Путину предстоит решить: либо увеличить тарифы на газ, за счет которых "Газпром" намерен покрыть дефицит бюджета холдинга, либо увеличить экономический рост в стране.

На прошедшем в начале марта заседании правительства при рассмотрении инвестиционного плана газового холдинга приехавшему в Белый дом главе "Газпрома" Алексею Миллеру пришлось нелегко. Впрочем, это и понятно: Миллер защищал интересы одной отдельно взятой корпорации, а кабинет министров - всей страны. Главный газовик предложил провести переоценку основных фондов, которая, по его же расчетам, приведет к увеличению амортизации и арендной платы как минимум на 100 миллиардов рублей, а также повысит расчеты головной компании с "дочками", объяснив это позицией аудиторов, которые могут посчитать, что издержки на восстановление основных средств являются скрытыми, а прибыль - дутая. Но переоценка была не единственным спорным вопросом. "Газпром" предложил еще раз проанализировать цены на газ, установленные на 2006-2008 годы, фактически подкорректировав план по тарифам, принятый еще в 2003 году. Согласно документу, газовые тарифы должны увеличиться в 2006 году на 11%, в 2007-м и 2008-м - на 8%. Миллер же уверял, что "Газпром" нуждается в ином росте тарифов: в 2006 году - на 22%, в 2007 году - на 21%, в 2008 году - на 12%.

"Сломить" главу газового холдинга тогда сообща попытались министр финансов Алексей Кудрин и министр экономического развития и торговли Герман Греф, заметив, что, к примеру, управленческих расходов в холдинге немало, да и не плохо было бы вспомнить о непрофильных активах, избавляться от которых советовал еще экс-премьер Михаил Касьянов. Но Миллер был непреклонен и заметил, что увеличение расходов "Газпрома" по сравнению с запланированными объемами - не что иное, как вопрос о том, что собой представляют темпы роста цен в промышленности и увеличение инфляции. Объяснения Миллера не впечатлили министров, поэтому главный финансист предложил фактически секвестировать бюджет "Газпрома" на этот год, исключив вопрос о переоценке основных фондов, долгосрочных вложениях в размере 24 млрд. рублей и финансовом резерве в 52 миллиарда. Именно такая рекомендация и была дана представителям правительства, входящим в состав совета директоров "Газпрома".

Но как выяснилось в ходе заочного голосования, совет директоров компании одобрил финансовый план холдинга на 2005 год и инвестпрограмму в том виде, в котором их представлял Миллер. Правда, Греф и Христенко при голосовании воздержались. Фактически "то, что рекомендовано правительством, было проигнорировано советом директоров", заметил источник "РГ" в правительстве. Впрочем, Миллер обошелся без мнения правительства и до заседания кабинета, на котором рассматривался проект инвестпрограммы и финплана "Газпрома", и объявил о переоценке своих основных фондов с коэффициентом 1,72 раза. Соответственно из-за этой переоценки убытки "Газпрома" от поставок газа на внутренний рынок в 2005 году составят 27,8 миллиарда рублей.

Однако Герман Греф, разрабатывавший сценарии социально-экономического развития страны на 2006-2008 годы, не поддержал предложение компании о повышении цен на газ на 22%. Не убедили главного экономиста и объяснения газовиков, что "реализация предложений "Газпрома" по корректировке цен на газ в 2006-2008 годах позволит установить экономически обоснованные и сбалансированные цены на "голубое топливо", отражающие потребительские параметры и не оказывающие существенного влияния на уровень инфляции". Кстати, как утверждают аналитики, при увеличении цен на газ на 22, а не на 11% вклад в инфляцию может составить 5 процентных пункта. И тогда становится понятно, почему так сопротивляется газпромовским предложениям министр финансов Алексей Кудрин. Ведь он еще раз заявил, что он - "министр, отвечающий в стране за инфляцию". Кроме того, кабинету министров вместе с Алексеем Миллером в этом случае, по сути, придется поставить жирный крест на основных макроэкономических показателях, рассчитанных главным экономистом. А за них в кабинете как раз и отвечает Герман Греф. Видимо, поэтому минэкономразвития и рассчитывало сценарные условия социально-экономического развития, исходя из предельного роста цен на газ в 2006 году на уровне 11%. В то же время, по словам Грефа, сценарии будут дважды уточняться в течение года. "Тарифы на газ могут быть увеличены, - допустил министр, - но не так значительно, как предлагает "Газпром". Впрочем, на днях появилось еще одно предложение об увеличении цены на "голубое топливо". Федеральная служба по тарифам предлагает поднять тарифы в 2006 году на 17%, в 2007-м - на 11-12% и в 2008-м - на 8-10%. В кабинете министров, правда, считают, что вряд ли правительство сегодня согласится с такими цифрами. Хотя именно этот вопрос и будет одной из самых больших интриг сегодняшнего заседания, так как любая цифра ведет к перерасчету всех макроэкономических показателей.

Выстраданных же Грефом сценариев два - пессимистический (инерционной динамики развития) и оптимистический (инновационный путь развития). Третьего, как в прошлые годы, уже не дано. Рост ВВП в России по итогам 2005 года, согласно оптимистическому сценарию, составит 6,5% - в случае успешной реализации пакета реформ, стратегии развития отраслей, выполнения обязательств по удвоению за 4 года средней зарплаты бюджетникам и среднего размера пенсий. В то же время согласно пессимистическому прогнозу, который характеризуется снижением конкурентоспособности российской экономики, падением цен на нефть и отсутствием позитивных сдвигов в инвестиционном климате, рост ВВП составит в 2005 году 6,3%. Согласно оптимистическому прогнозу в 2006 году рост ВВП составит 5,9%, а в 2007-2008 гг. - 6,15%, в то время как пессимистический прогноз подразумевает более низкие цифры роста ВВП - 4,6 и 4,5% соответственно. Правительство рассчитывает, что в 2005 году объем инвестиций вырастет на 10%, в 2006-м - на 11%, в 2007-2008 гг. - на 9,65% (по пессимистическим прогнозам 9,5, 7,4, и 6,8% соответственно). Реальные денежные доходы населения, по оценкам правительства, в случае благоприятной конъюнктуры в 2005 году возрастут на 9%, в 2006-м - 8,9%, в 2007-2008 гг. - 8,75%. Согласно второму сценарию, цифры могут составить 9, 7,2, и 7,05% соответственно.

Кстати

Оба сценария, как видно, исходят из того, что существенный рост ВВП только за счет нефтяного сектора не может состояться ни при каких условиях. Стоит отметить, что, как стало известно после заседания бюджетной комиссии правительства, позиции минэкономразвития и минфина расходятся только в одном, но ключевом вопросе. А именно - ведомство Германа Грефа считает, что цена отсечения в 27 долларов за баррель являет собой компромисс между целями сдерживания инфляции и развития экономики, а минфин настаивает на планке в 25 долларов.

Игорь Велетминский.