23.03.2005 03:00
Поделиться

На выкуп оружия у населения не хватает денег

Бомбы на огороде

Акция по добровольной сдаче оружия проводится в регионе с 2000 года и отличается невиданным разнообразием. Например, в Ставропольском крае, помимо огнестрельного оружия, из незаконного оборота изъяты запалы, детонаторы, дымовые шашки и ракетницы. Часто приносят обрезы, карабины, а также мины, аммонитовую взрывчатку и взрыватели. Некий предприниматель из Волгоградской области притащил охотничье ружье, заряженный патронташ, охотничий нож и газовый пистолет. Сметливый бизнесмен рассудил верно — ему причитается денежное вознаграждение.

Дело зачастую принимает поразительный оборот. В УВД Астраханской области до сих пор вспоминают человека, принесшего несколько лет назад автоматическую тридцатимиллиметровую авиационную пушку. Милиционеры немного удивились, но презент от «канонира» оформили как подобает.

Необычный случай произошел в Северной Осетии. Житель города Алагир добровольно расстался с 58 гранатометами РПГ и 29 танковыми пулеметами. Преодолевая природное отвращение к орудиям смерти, в акции принимают участие даже представительницы прекрасного пола. Жительницы Северной Осетии избавились от десятков тротиловых шашек, гранат и автоматных патронов. Женщина из Ростовской области сдала пистолет, хранившийся у нее после войны.

Со времен Великой Отечественной войны осталось огромное количество оружия. Особенно часто его находят в Волгоградской области, где шли жестокие схватки между солдатами воюющих армий.

— На мины и снаряды я натыкаюсь каждый год, когда начинаю копать огород на своем приусадебном участке, — рассказывает житель Волгограда Андрей Черкасов. — Земля у нас нашпигована этой ржавой дрянью. Если находки небольшого размера, то взрываю их сам. Если попалось что-то крупное — вызываю саперов. Благо, воинская часть неподалеку.

Как заработать на «Стреле»

— Добровольная выдача на возмездной основе незаконно хранящегося оружия показала высокую эффективность данного способа «разоружения» населения, — свидетельствует официальный представитель Главного управления МВД по ЮФО Алексей Полянский. — МВД признало это направление работы одной из наиболее действенных форм по декриминализации общества.

Первое время люди неохотно избавлялись от боезапасов. Не верили, что им за это ничего не будет. Органам внутренних дел пришлось публично заявить о том, что лицам, добровольно сдавшим оружие, гарантируется безопасность и конфиденциальность. После этого от желающих разоружиться отбоя не было.

Власти всех субъектов ЮФО утвердили размер выплат населению за добровольно сданное оружие и боеприпасы. Суммы установлены в соответствии с рекомендациями МВД. Размер компенсации определяет специальная комиссия, которая учитывает техническое состояние оружия, его боеспособность и степень износа.

В зависимости от региона деньги выплачиваются разные. Связано это с различными финансовыми возможностями местных бюджетов. Дороже всего стоит боевое автоматическое оружие — пулеметы, минометы, автоматы. Самое щедрое вознаграждение обещано в Чеченской Республике. За пистолет заплатят шесть тысяч рублей, за автомат — восемь, за пулемет — 10-15 тысяч.

В боевой перечень включены позиции, присущие исключительно Чечне. Здесь и снайперская винтовка (за нее дают 20 тысяч рублей), и управляемая противотанковая ракета, и огнемет (по восемь тысяч), а также переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела», «Игла» и аналогичные системы иностранного производства. За них предлагают 30 тысяч рублей.
Не считая Чечни, наибольшие суммы установлены в Ростовской области. Автомат, например, тянет на 6,5 тысячи рублей. В то же время в Кабардино-Балкарии и на Кубани это оружие стоит две тысячи рублей, в Карачаево-Черкесии — четыре и лишь в Астраханской области приближается к шести тысячам целковых.

Чуть меньше стоят пистолеты и револьверы. Каждый из них принесет владельцу четыре-пять тысяч рублей. Винтовки и карабины идут за три тысячи. За служебное, охотничье нарезное и спортивное оружие платят по 1,5-2 тысячи рублей.

Это в несколько раз меньше, чем на черном рынке. И все же население охотно избавляется от стволов. Ведь владельцы не подвергаются уголовному преследованию. Согласно примечанию к статье 222 УК РФ, лицо, добровольно сдавшее оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Подсчитали - прослезились

По данным Главного управления МВД по ЮФО, в 2004 году населением Юга России сдано 3344 единицы огнестрельного оружия, в том числе 169 гранатометов, 36 автоматов, восемь пистолетов и револьверов, 77 единиц газового оружия, 426 тысяч боеприпасов. За это многообразие начислены десятки миллионов рублей, а выплачено всего лишь 646,8 тысячи.
Едва ли не самый богатый арсенал сдали жители Северной Осетии. Одних только выстрелов к гранатометам приволокли 5300 плюс 3100 снарядов малого и крупного калибра. Оружие попало в частные руки после вооруженных конфликтов в Южной Осетии, Абхазии и Ингушетии, а также в результате нелегальной торговли. Могли принести и больше, но внезапно поток иссяк.

— В Северной Осетии операция по сдаче оружия провалилась, — без лишних околичностей говорит руководитель пресс-службы республиканского МВД Исмель Шаов. — Нам следовало заплатить более 27 миллионов рублей. Но выплаты так и не производились. Минфин не выделил ни копейки на эти цели.

МВД добивалось установления высоких расценок на выкуп оружия, чтобы стимулировать процесс его сдачи. Объявления об этом размещались по телевидению и радио, публиковались в газетах. Люди поверили властям, начали активно избавляться от боевых арсеналов. Но денег так и не получили. Оказалось, что соответствующие средства не были заложены в местные бюджеты. Оружия принесли так много, что в казне не нашлось средств для выплаты вознаграждения.

— Мы ожидали, что оружия сдадут миллионов на пять, — признался представитель МВД Дагестана Абдул Мусаев. — А принесли на 60 миллионов рублей. Из-за проволочек выплата компенсаций задерживается, поэтому оружия стали сдавать меньше. Не верят.

— В отдельных субъектах региона инициатива органов внутренних дел вообще не нашла должной реакции в органах исполнительной власти, — считает Алексей Полянский. — Так, министерство финансов Ставропольского края отказалось выделить денежные средства для финансирования данных мероприятий. Вместо этого оно предложило органам внутренних дел самим искать деньги. Аналогичная ситуация сложилась в Калмыкии.

По словам Полянского, в Ингушетии работа по возмездному изъятию у населения оружия вообще не организована. Правительство Чеченской Республики приняло решение о выделении 42 миллионов рублей для выплаты вознаграждения. Однако денежные средства так и не поступили.

Отсутствие денег власти объясняют несбалансированностью бюджета. Как правило, выплаты не производились на дотационных территориях. Регионы-доноры сумели справиться с этой задачей. Однако проблема остается.

Акция «Прощай, оружие» помогла снизить уровень преступности в обществе. В одной только Северной Осетии число убийств за год упало на 28 процентов, а количество преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, снизилось на 34 процента. Теперь эти цифры возрастут. Но главное — люди теряют веру в справедливость.