11.03.2005 03:10
    Поделиться

    К апрелю цены поутихнут

    Если наш прогноз подтвердится, то ни о каких 8,5 процента годовой инфляции, как запланировано в бюджете страны, не может быть и речи. По нашим расчетам, за год товары должны подорожать в среднем на 11-12 процентов.

    Ударным месяцем по росту цен оказался январь. Впрочем, в этом нет ничего необычного. Многолетняя практика наблюдений показывает, что в январе и декабре всегда отмечаются самые высокие по сравнению с остальными месяцами темпы подорожания товаров. Это связано с влиянием одновременно двух факторов - чередой зимних праздников и дополнительными денежными выплатами по итогам года. Но в динамике цен нынешнего января, безусловно, есть и настораживающий момент. Впервые за пять лет первый месяц года стал дороже своих прошлогодних "близнецов". В январе 2000 года цены поднялись на 3,4 процента, а в 2004 году - уже всего на 1,6 процента. Нынешний январь "стал дороже" почти в два раза. Это может сбить устоявшуюся закономерность. В последние годы темпы подорожания товаров неуклонно замедлялись. По расчетам нашего института, в 2000 году все товары в среднем поднялись в цене на 20 процентов, а в 2004 году этот показатель составил 10,6 процента.

    Вообще сегодня товары просто обречены на подорожание. Этому способствует сложившийся круговорот в нашей экономике: поднимается в цене сырье, энергоносители, транспортные расходы, следом и производители повышают свои расценки, а за ними не отстают и розничные торговцы. Этот порочный круг существует уже много лет, и разорвать его пока невозможно. Так что нет ничего удивительного, что и с начала нынешнего года цены на потребительские товары продолжили свой рост. По расчетам института, например, в январе все товары подорожали в среднем на 1,9 процента. Больше всего это коснулось продуктов питания - они стали дороже на 3,6 процента. Алкогольные напитки, ткани, одежда и обувь, а также культурно-бытовые и хозяйственные товары выросли в цене незначительно - размер подорожания каждой из этих групп товаров составил в среднем примерно 1процент.

    В прошлом году и в первые месяцы нынешнего ценовую картину по продуктам питания в значительной мере определяют хлеб и мясопродукты. В 2004 году именно они имели самые высокие темпы подорожания. Хлеб, включая муку, в целом за год вырос в цене в среднем на 21 процент. Мясопродукты - в среднем почти на 13 процентов, причем лидировало отечественное "мясо", которое поднялось в цене на 14,5 процента (импортные мясопродукты - на 9 процентов). Что касается хлеба, то к концу прошлого года темпы его подорожания явно замедлились. Но при этом следует иметь в виду: накопленное подорожание хлеба привело, в конечном счете, к тому, что цены на него уже в течение двух с половиной лет растут быстрее, чем доходы населения.

    В прошлом году промышленное производство мяса (включая субпродукты) выросло всего на 1,2 процента, а импорт мяса (без мяса птицы) сократился почти на 10 процентов. За такую, крайне неблагоприятную конъюнктуру мясного рынка, которая была создана искусственно, вынуждено расплачиваться население. Только из-за подорожания мясопродуктов в прошлом году оно вынуждено было переплатить около 9 млрд. руб. И это, похоже, не предел. До сих пор мясо и мясопродукты в ряде регионов продолжают дорожать. Так, в феврале рост цен на них был отмечен в Петербурге, Волгограде, Самаре, Кемерове, Красноярске, Чите, Твери, Уфе, Саранске и Белгороде.

    В октябре-ноябре прошлого года начали резко дорожать яйца. За четвертый квартал они выросли в цене на 35 процентов. Анализ показывает, что это напрямую связано с ростом цен сельхозпроизводителей. Явление носит сезонный характер и повторяется регулярно. Как правило, с осени яйца начинают дорожать, а с конца года и в течение первого квартала следующего года они постепенно дешевеют. Так было и в 2004 году. Но что здесь особенно настораживает? Сбита определенная закономерность: на пике розничные цены поднимались в среднем на 13-15 процентов. Например, в октябре-ноябре 2003 года яйца в розницу подорожали на 15,8 процента, а цены производителей выросли на 23,5 процента. Но в октябре-ноябре прошлого года яйца подорожали намного больше - почти на 25 процентов (цены производителей дали плюс 41 процент).

    Однако в начале нынешнего года, как и положено в этот сезон, рост цен на яйца резко замедлился - в январе они подорожали всего на 3 процента. И из некоторых городов уже сообщают о заметном снижении цен. Например, в Ульяновске за месяц цены на яйца снизились почти на 20 процентов - с 29,5 рубля за десяток в январе до 24 рублей в феврале.

    В начале прошлого года в очередной раз были повышены акцизы на ряд алкогольных напитков за исключением вин натуральных и шампанских. Это привело к росту цен. Но тенденция оказалась кратковременной и не оказала заметного влияния на рост цен алкогольных напитков. В 2004 году они подорожали в среднем на 12,2 процента, в том числе водка - почти на 19 процентов, коньяк - на 14 процентов, вино и пиво - на 12 процентов. Для справки: в 2003 году все алкогольные напитки выросли в цене в среднем на 10,5 процента.

    В этом году рынок алкогольных напитков пока еще не подвергался очередному регулированию. Не повышались акцизы, квоты остались на прежнем уровне, да и с лицензированием все по-старому. И цены на горячительное пока растут весьма скромными темпами - за два месяца всего на 1,6 процента. И это подорожание носит явно ассортиментный характер. Сохраняется и основная тенденция на рынке. Доля менее крепких напитков постепенно повышается по сравнению с водкой и прочими "шнапсами". Если в 1998 году на водку и ликероводочные изделия приходился 81 процент (в абсолютном алкоголе) от общего объема продажи всех алкогольных напитков, то в прошлом году - уже 64,3 процента.

    Непродовольственные товары продолжают дорожать по инерции. И темпы эти достаточно стабильны и предсказуемы. Последние два года они дорожают примерно на 11-12 процентов в год, то есть примерно на 1процент в месяц. Исключение составляет лишь бензин. В 2004 году все марки бензина в среднем выросли в цене почти на 30 процентов. В нынешнем году стали предпринимать меры по сдерживанию рвущихся вперед цен, но пока заметных результатов они не дали.

    Поделиться