16.02.2005 01:00
    Поделиться

    Колосковым должна заняться прокуратура

    О том, что же сейчас происходит с игрой номер один, он рассказал нашему корреспонденту.

    Российская газета: Александр Викторович, в свете последних событий хотелось бы узнать ваше мнение об отставке Вячеслава Колоскова.

    Александр Бубнов: Я думаю, что эта отставка должна была состояться, более того, мы с ней очень опоздали. Состояние российского футбола на данный момент плачевно. Мы в рейтинге ФИФА и УЕФА находимся очень далеко от передовых футбольных держав, а самое страшное то, что была создана система, которая привела ко всему этому позору. Все нужно было менять значительно раньше. Начиная с 1994 года у нас были одни падения. Проблемы превращались в снежный ком, который не под силу было остановить никому. Причем это происходило и на клубном уровне, и на уровне сборной. Правда, в самих клубах это ощущалось в меньшей степени, потому что они так или иначе становились относительно независимыми, но результаты на европейской арене были плохими, и мы закономерно сползали все ниже и ниже, потому что в данной системе футбол просто не мог прогрессировать. А сборная... В Португалии она показала свое настоящее лицо.

    РГ: Вы говорите, что в футболе была система, и она пришла в упадок. В этом виноват Колосков?

    Бубнов: Колосков, в общем-то, и создал эту систему.

    РГ: Но многие специалисты считают, что благодаря созданию этой системы российский футбол выжил в те нелегкие 90-е годы.

    Бубнов: Вы сами помните тот хаос, который царил в начале 90-х во всей стране, не только в спорте. Многие сподвижники Колоскова по сей день считают, что он и его команда подняли российский футбол из руин и привели к тому, что мы сейчас имеем. Но надо начать с того, что Колосков и российский футбол стали преемниками советского футбола, получившего статус на уровне ФИФА и УЕФА, когда Советский Союз развалился. И оказалось, что по большому счету российских клубов, не считая команд Москвы и Питера, в высшей лиге почти не было. Например, украинских команд было гораздо больше, даже были времена, когда Украина имела шесть клубов в высшей лиге...

    Если вернуться к предыстории, то нынешняя Федерация российского футбола незаконна. Она вообще не имеет правового статуса. Колосков нарушил все мыслимые и немыслимые законы. Он незаконно находился у власти все это время. Из-за того, что был полный хаос и ситуация абсолютно не контролировалась государством, и возникла подобная система. Я давно говорил, что эта система - государство в государстве. Она и до сих пор не контролируется. Мы считаем, что у нас профессиональный футбол, но по сравнению с Западом это не так. Колосков заявляет, что РФС - общественная организация, но на деле это не так. На Западе вся деятельность общественных организаций находится в правовом поле, последнее дело Босмана это доказало. Во-вторых, их финансовая деятельность полностью контролируется государством, потому что они платят налоги. А что у нас? Мы даже не знаем бюджеты клубов, они все закрыты.

    РГ: Кстати, об этом. Недавно выступал начальник департамента РФС, который говорил, что информация о клубах недоступна общественности, так как в российский футбол пришла система лицензирования. Но всем известно, что в нашем футболе крутятся большие деньги, в том числе "черные", поэтому вполне естественно, что клубы не стремятся к прозрачности, как на Западе...

    Бубнов: Как раз об этом и речь. Ведь у нас нет профессионального футбола в том виде, в каком он должен быть. У нас дикий футбол, с российской спецификой. Я это называю "диким профессионализмом". Что касается прозрачности, то на Западе существует определенный свод законов, касающихся этой темы. Например, во Франции команда, участвующая в играх премьер-лиги, платит определенный взнос, без которого она не сможет участвовать в играх.

    РГ: Так ведь в России тоже платят?

    Бубнов: Да, согласен. Но на Западе есть и другое. В силу того что клубные бюджеты прозрачны, стало возможным установить определенную черту дефицита, который переступать нельзя. И если клуб достигает этой черты, он просто расформировывается, теряет профессиональный статус, переводится, например, из первой лиги в третью, а игроки становятся свободными агентами. Там недопустимо задерживать зарплату игрокам. У нас же могут не платить по полгода. Если такое происходит у них, сразу в дело вмешивается федерация, и клуб объявляется банкротом, со всеми вытекающими из этого обстоятельствами. Больше того, нигде на Западе нет такого устава, такого регламента выборов, который создал Колосков. Он практически мог быть пожизненным президентом РФС. В выборах участвуют представители региональных федераций, причем даже таких, как Чувашия, Чукотка, у которых нет команд в премьер-лиге. И они определяют соотношение голосов и влияют на выборы президента!

    А у нас совершенно непонятная система, при которой "Ротор" и "Шинник" участвуют в выборах президента, а остальные - нет. Во всем мире основным показателем качества профессионального футбола является чемпионат страны, а все остальное работает на эту пирамиду. У нас же получается, что люди, которые определяют лицо и формируют развитие профессионального футбола, не участвуют в выборах президента. Только в России у каждой лиги свой президент, который вершит дела так, как хочет.

    "Колосковщина"

    У нас нет профессионального футбола. У нас дикий футбол с российской спецификой.

    РГ: Вы упомянули о сложных отношениях Колоскова и Толстых. Не секрет, что в эту ситуацию вмешались те, у кого есть так называемый "административный ресурс", именно они столько лет держали Колоскова у руля РФС, да и на сей раз выступили на его стороне. Лишь с появлением Фетисова, который осмелился разрушить эту систему, лед тронулся. Может, без него все осталось бы, как раньше?

    Бубнов: Фетисов получил реальную власть, благодаря которой он что-то может сделать. Я об этом говорил еще десять лет назад, причем открыто. Я один выступал против Колоскова в прессе, публично говорил о том, что он приведет российский футбол к краху. Если разбирать всю деятельность Колоскова, у нас не хватит места в газете. Я выступал по телевидению - у Познера, у Сорокиной, приводил там вопиющие факты против Колоскова, которые опубликованы в российской прессе. Это не какой-то "компромат", который кто-то "нарыл" на него, а публикации официальной прессы, и ни одна статья не была опровергнута! В том числе документы о том, как они держат все деньги РФС за рубежом, ну и так далее... Я просто собрал эти факты из официальной прессы, и получился просто сумасшедший материал! Если бы такое дело было на Западе, сразу же вмешалась бы прокуратура. Но у нас в стране почему-то это все сходит с рук. А ведь ни для кого не секрет, что сегодня в РФС крутятся просто бешеные деньги, потому что они находятся вне правового поля. Там же и бюджетных денег много, так как все клубы так или иначе связаны с бюджетом. Следствием этого и являются те скандалы, которые потрясают нас один за другим. Дошло до того, что уже в открытую говорят о том, сколько стоят игры, как их покупать. И ничего... Колосков просто твердит, что нет договорных игр, отрицает все. Потом, уже под давлением прессы, он все же признал этот факт, но не сделал ничего, чтобы с этим явлением бороться, ведь это невыгодно его системе. Она и составлена так для того, чтобы все это процветало.

    РГ: Он зарабатывает на этом деньги?

    Бубнов: Безусловно.

    РГ: И несмотря на то что вы говорили обо всем этом уже давно, вы ничего не смогли сделать, потому что не обладали властью, как у Фетисова?

    Бубнов: Я и сейчас прекрасно понимаю, что без власти с этим бороться просто нереально. Хорошо, что сейчас у Фетисова эта власть есть и он может ее применить.

    РГ: Вы за Фетисова?

    Бубнов: Безусловно. Потому что эта система, как я ее называю, "колосковщина", не может работать на развитие футбола, она работает только на его деградацию. Скандалы, которые потрясают РФС, не случайны, это результат деятельности и функционирования этой системы.

    РГ: Можно сказать, что "колосковщине" пришел конец?

    Бубнов: Просто так это явление уничтожить невозможно, потому что на протяжении многих лет в РФС создавался определенный менталитет, образ мышления. Это целая философия. Для того чтобы продавать игры, воровать, заниматься коррупционной деятельностью, нужно привить людям определенное мировоззрение, чтобы они не боялись все это делать.

    РГ: Если в системе командуют коррупционеры, то люди, работающие с ними, невольно становятся соучастниками?

    Бубнов: Конечно. Там круговая порука, как и в любой коррумпированной системе. Обратите внимание на то, как они друг за друга стоят. Потому что они повязаны круговой порукой. В России всегда актуальны вопросы "кто виноват?" и "что делать?" Но в сегодняшних обстоятельствах уже возник новый, вполне риторический вопрос: "Кто это будет делать?" Под новую программу нужны новые люди. Всех, кто до этого находился в исполкоме, надо убирать. Конечно, есть много людей в этой системе, которые не согласны с ней, но они не выражали протеста, потому что тогда бы система их отторгла. В современной российской действительности это означает оказаться без средств к существованию, поэтому они ничего не могли сделать. Но такие люди, как Тукманов, правая рука Колоскова, или Радионов, они не должны там работать.

    РГ: Можно сказать то же самое о Симоняне, о Парамонове?

    Бубнов: Надо понимать, для чего Колосков окружил себя этими людьми. Он ведь практически этими футбольными авторитетами прикрывается. И когда Фетисов сказал, что в исполкоме нет футбольных людей, они оскорбились, стали его судом пугать. Я Никиту Павловича очень уважаю, очень. Я при нем начинал в сборной, и всегда говорил о том, что такие люди должны стоять у руля. Вот это был бы настоящий президент! Но назначили Колоскова, Симонян стал работать под его руководством. И нужно признать, что даже при всем желании он один там ничего не смог поделать, вот и стал приспосабливаться.

    Например, когда Никита Павлович в одном из последних интервью на вопрос журналиста, есть ли в России договорные матчи, отвечает, что ему хотелось бы верить, что нет, - эти его слова кажутся, мягко говоря, неубедительными. Он не может сказать правду, потому что несвободен, зависим. Ведь Колосков, умело пользуясь нужными рычагами, добился награждения Симоняна орденом ФИФА, это очень высокая честь, и Никита Павлович не хочет показаться неблагодарным...

    С другой стороны, везде пишут о том, что Колосков - выдающийся функционер, который при всех скандалах в российском футболе выходит сухим из воды и держится у власти. То есть отмечают как положительное совсем не то, что должно быть присуще настоящему руководителю. Да на его месте любой нормальный мужик после таких скандалов уже бы сам отошел от дел! А этот спокойно ко всему относится... Для него важно не то, почему наша сборная опять плохо выступила, а как он из этой ситуации выкрутится.

    РГ: Сейчас будут новые выборы. На место Колоскова прочат Мутко. Вам кажется, ему это будет по силам?

    Бубнов: На встрече в администрации президента России сам Колосков назвал в числе своих преемников Мутко, Тукманова и Алешина. У нас есть люди, которые могут хорошо работать, потому что они нормальные, добросовестные функционеры. Но в РФС надо убрать раковые опухоли, очаг которых - руководство, которое все делало не для футбола, а для себя. На самом деле они все на крючке, и если там нормально провести аудит, эти люди могут оказаться в местах, не столь отдаленных.

    РГ: Вы сказали, что у Колоскова очень сильный административный ресурс, за ним стоят реальные политические силы. В этой связи можно назвать и Блаттера вместе с ФИФА.

    Бубнов: На чемпионате мира в Корее и Японии была такая история. Итальянская пресса опубликовала секретные документы ФИФА, в которых черным по белому написано, что Колосков лоббировал выборы Блаттера. Колоскову платили сто тысяч долларов в течение двух лет, и за это он уговаривал всех руководителей федераций на постсоветском пространстве. Все это просочилось в прессу, разразился грандиозный скандал, Блаттеру пришлось объяснять, откуда эти деньги... Так что, когда Блаттер приезжает к нам на "Кубок Содружества", я думаю, это не случайно.

    Имя им - легион

    РГ: Как вы думаете, отставка Колоскова могла бы состояться, не будь у сборной России оглушительного провала в Португалии?

    Бубнов: Такие результаты - не случайность. Как мы дошли до этого позорного результата - 1:7? А как мы Ярцева выбирали? Ведь это политическая конъюнктура. Поначалу он Колосковым даже не рассматривался как возможный кандидат. Понятно, что за Ярцевым стояли политические силы...

    РГ: Почему Колосков не приглашает в сборную иностранного тренера?

    Бубнов: Зачем платить большие деньги иностранцу, когда их можно между собой поделить? Даже наши олигархи предлагали большие деньги на иностранного тренера, но с условием, что Колоскова в руководстве нашим футболом не будет. Уже и они понимают, что деньги ему давать нельзя. На слабой игре сборной сказывается и то, что в наших командах огромное количество легионеров. Для сравнения: в 1994 году у нас играл всего один иностранный игрок. Сейчас их двести с лишним. А кто в сборной играть будет? Причем легионеров берут на ведущие позиции. Отсюда следствие - плачевные результаты игры национальной сборной.

    "Руководство РФС переходного периода"

    РГ: Стало быть, человек, который встанет у руля РФС, должен быть честным и порядочным профессионалом.

    Бубнов: Он должен быть умным.

    РГ: У вас самого есть реальные кандидатуры?

    Бубнов: Мне кажется, что сегодня актуальнее для РФС создать исполком, а его члены сами из своих рядов выберут руководителей.

    РГ: Не хотите назвать конкретные имена?

    Бубнов: Мне кажется это некорректным, потому что я не обладаю соответствующими полномочиями. Но подключением административного ресурса должен заниматься Фетисов.

    РГ: Можно сказать, что сегодня у Фетисова карт-бланш?

    Бубнов: С учетом того, что сегодня в РФС надо проводить перевыборы, можно просто назначить конкретного человека и дать ему испытательный срок. Это будет "руководство РФС переходного периода", когда власть не избирается, а назначается.

    РГ: Кем?

    Бубнов: Фетисовым.

    РГ: Если бы вам предложили спасать российский футбол, вы бы согласились?

    Бубнов: Да самому опытному профессионалу жизни не хватит, чтобы этот мусор разгрести... Я - тренер высшей категории по футболу. Закончил ВШТ. Не работаю с 1994 года, и никто не спрашивает, как живет моя семья, жена и двое детей.

    РГ: А на что вы сейчас живете?

    Бубнов: Жена работает, и меня кормит. Меня такая ситуация угнетает, тем не менее супруга мне всегда говорит, чтоб я оставался, каким есть, иначе она меня воспринимать не будет...

    Поделиться