10.02.2005 02:00
    Поделиться

    Белорусский Слуцк хочет стать побратимом Байконура

    У нашей общей космической гавани белорусские корни

    Случилось это через тридцать лет после смерти выдающегося астронома Витольда Карловича Цераского, прославившего свое имя исследованиями Солнца и звезд, а также тем, что четверть века возглавлял Московскую обсерваторию, на базе которой возник Государственный астрономический институт. Человек одного поколения с Циолковским, он вряд ли мог предвидеть, что многие их мечты и предсказания скоро станут реальностью и что именно его земляки, уроженцы древнего Слуцкого края, окажутся среди пионеров освоения космоса, создания ракетной техники и развития пилотируемой космонавтики.

    Но случилось так, как случилось - Владимир Максимович Дудко установил имена и разыскал по меньшей мере дюжину своих земляков, выходцев из Слуцка и ближайших окрестностей, чьи судьбы тесно вплетены в историю Байконура и всей ракетно-космической отрасли бывшего СССР. Родившийся в 1903 году в Слуцке, Семен Ариевич Косберг известен ныне как главный конструктор ракетных двигателей для использования в условиях невесомости и безвоздушного пространства. Он - из круга ближайших соратников Королева, входил в совет главных конструкторов. Двигатели Косберга устанавливали на последних ступенях ракет-носителей "Восток", "Протон", что позволило выводить пилотируемые корабли на околоземную орбиту, отправлять космические аппараты к Луне и Марсу. Косберг - лауреат Ленинской премии и Герой Социалистического Труда, его именем назван кратер на Луне.

    - К слову, там есть и кратер Цераского, - говорит Владимир Дудко, - и мне, как их земляку, от такого соседства приятно вдвойне.

    Двое выходцев из Слуцка отметились на Луне (а именем Цераского названа малая планета - Цераска). Еще двое уроженцев древнего края в разные годы принимали под свое начало космодром Байконур. Первым стал Константин Васильевич Герчик из деревни Сороги, что в нескольких километрах от Слуцка.

    Крестник Тюра-Там

    С юношеских лет он избрал своим делом военную службу. Великую Отечественную начинал командиром артиллерийского взвода и там же, в артиллерии, ее закончил начальником штаба бригады. "Богу войны" отданы первые шестнадцать из сорока лет службы в Советской Армии, все последующие годы - в Ракетных войсках.

    В июне 1957-го военные дороги привели полковника Герчика в Тюра-Там: год он был начальником штаба, а затем вступил в командование Научно-исследовательским испытательным полигоном (НИИП-5) министерства обороны.

    Он оказался на самом острие событий того бурного, многообещающего времени. Был участником запуска первого искусственного спутника Земли, под его командованием отрабатывались исходные варианты баллистических ракет, а параллельно шла подготовка к запуску космических кораблей "Восток" в пилотируемом варианте. Однако лично наблюдать за гагаринским стартом 12 апреля 1961 года начальнику НИИП-5, тогда уже генерал-майору Константину Герчику, не довелось. Тяжелая авария, случившаяся на полигоне 24 октября 1960 года при государственных испытаниях межконтинентальной баллистической ракеты Р-16, больше, чем на полгода, вывела его из строя. Тогда погибло несколько десятков человек стартовой команды, представителей промышленности и членов государственной комиссии, в том числе ее председатель, главный маршал артиллерии Н. Неделин, незадолго до этого назначенный главнокомандующим Ракетными войсками стратегического назначения. Генерал Герчик, по долгу службы находившийся в непосредственной близости от места старта, получил тяжелые ожоги, а жив остался лишь благодаря счастливой случайности...

    Однако на том трагическом эпизоде не оборвалась профессиональная судьба кадрового военного. Что в высшей мере справедливо, ведь согласно пословице за битого двух небитых дают. В 1961 году генерал Герчик становится первым начальником только что созданного Центрального командного пункта РВСН. Можно лишь догадываться, что довелось ему пережить на этом посту во время Карибского кризиса, когда СССР и США могли соскользнуть в пучину атомного апокалипсиса. К счастью для Герчика (и для всех нас), самого страшного не случилось.

    Завершающий этап его военной карьеры связан с 50-й ракетной армией. Все эти годы Константин Васильевич, уже генерал-полковник, был тесно связан с Байконуром, радовался успехам и близко к сердцу принимал возникавшие там проблемы. И старался активно влиять на ситуацию, когда его избрали председателем Межрегиональной общественной организации ветеранов космодрома...

    Без страха и протекции

    А на Байконуре к тому времени начальником стал другой уроженец Слуцка - генерал-лейтенант Юрий Аверкиевич Жуков. Потомственный военный (отец в 30-е годы служил на Слутчине), он окончил училище в Риге, начинал лейтенантом-инженером по оружию в полку стратегических бомбардировщиков Ту-16. Потом двадцать пять лет в Ракетных и шесть - в Космических войсках. Как показала "перекрестная проверка", назначение его в 1983 году на Байконур произошло без какой-либо земляческой протекции со стороны генерала Герчика, хотя Жуков и служил одно время в 50-й ракетной армии под его началом.

    - Слуцк в общих разговорах мы иногда вспоминали, но не более того, - сказал по этому поводу сам Юрий Аверкиевич, который живет теперь в Смоленске и последние двенадцать лет возглавляет областной совет ветеранов. - Байконур стал моим последним местом службы, именно там в 1989-м я подал рапорт об отставке...

    Это произошло вскоре после эпопеи с многоразовой космической системой "Энергия-Буран". При Жукове отрабатывали и новую ракету-носитель "Зенит", выполняли пилотируемые полеты по программе "Интеркосмос". Как и его предшественник, ныне он - почетный гражданин Байконура.

    Не менее удивительным образом сложилась судьба и профессиональная карьера Даниила Максимовича Герчика - двоюродного брата Константина Герчика, родившегося с ним в один год (1918) в той же самой деревне Сороги. Выучившись на инженера-конструктора, он оказался в подмосковном Реутове, в КБ академика Челомея, где занимались космическими системами (преимущественно военного назначения) и, что афишируется реже, крылатыми ракетами морского базирования (вроде тех, которыми был оснащен "Курск").

    Даниил Герчик работал, что называется, ноздря в ноздрю с Сергеем Хрущевом - сыном первого секретаря ЦК КПСС. Более того, когда Никита Сергеевич пожаловал на челомеевскую фирму, Герчик представлял одну из перспективных разработок КБ. Правда, Героем Соцтруда все равно стал Сергей Хрущев (живущий ныне в США), а труды конструктора Герчика оценили орденом Ленина...

    Как следует из многолетних биографических изысканий Владимира Дудко, в Слуцке в 1941 году родился А. Куницкий, автор многих научных трудов по экспериментальной баллистике ракет и космических аппаратов. Здесь же родовое гнездо Е. Жалковского, который в 90-е годы возглавлял Госкомиссию по запуску и управлению полетами космических аппаратов народнохозяйственного назначения, а также К. Давидовского - он был штурманом в экипаже единственного в своем роде советского лунохода. Игорь Шевчук, генеральный конструктор и генеральный директор ОАО "Туполев", тоже родом из этих мест.

    Если оперировать языком статистики, получается очень плотная концентрация ракетного, космического и авиационного интеллекта на единицу земного пространства.

    - Не иначе влияние самого космоса, - то ли в шутку, то ли всерьез замечает Владимир Максимович. - Но у этих мест и земная история очень давняя и богатая событиями...

    На перекрестках истории

    Первое упоминание о Слуцке в "Повести временных лет" - год 1116-й. Москве в отцы годится! Поначалу это был центр удельного княжества, потом оно входило в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. С 1793 года как уездный центр Минской губернии город оказался в составе Российской империи.

    Во времена феодальных усобиц и войн Слуцкая крепость считалась одной из самых неприступных. Сохранилось предание, что во времена великого стояния на Угре, когда с юга на Москву нацелился хан Ахмет, а с севера и запада ему на подмогу должны были выдвинуться войска Великого княжества Литовского, слуцкий князь устроил против литовского заговор и тем самым помешал его планам соединиться с Ахметом.

    Слуцкое ополчение участвовало в битве с крестоносцами под Грюнвальдом, воевало с крымскими татарами. Не обошло стороной эти места ливонское нашествие, а во время Северной войны 1700 - 1721 годов город занимали шведы, в войну 1812 года - французы. В Первую мировую Слуцк был в прифронтовой полосе, в 1921 - 1939 годах всего в 30 - 40 километрах от него проходила государственная граница с Польшей.

    В 1941-м немецкие части ворвались в город на шестые сутки войны, но вплоть до освобождения летом 44-го Слуцк и его окрестности оставались зоной активных партизанских действий и городского подполья.

    Под стать ратной славе здешних мест - уходящие корнями в глубину веков культурные традиции Слутчины и опыт народного просвещения. Еще в 1617 году здесь открылась гимназия, получившая славу "слуцких Афин". Именно в Слуцке появилась первая в Беларуси аптека. А про знаменитые слуцкие пояса до сих пор слагают легенды. Только вот самих поясов не осталось даже в городском музее - теперь их привозят для показа из соседней Литвы...

    Что ж, новое время - новые веяния. И сегодня древний город мечтает о побратимских связях с Байконуром. Более того: Дудко и его единомышленники задались целью организовать в Слуцке музей, который бы поведал местным жителям, особенно молодежи, да и гостям города о заслугах уроженцев края в изучении и освоении космического пространства.

    Себе самим на вырост

    - Мы хотим, чтобы уровень самооценки у наших земляков становился выше, - приоткрыл Владимир Максимович свою заветную мечту. - Чтобы молодежь ставила перед собой задачи на вырост. И потому не просто еще один городской музей создаем в дополнение к существующему краеведческому, а как минимум музей республиканского значения, на европейском уровне. Чтобы туристы не только за стариной в Слуцк ехали...

    Место для такого объекта городские власти уже выделили, сейчас идет активный сбор экспонатов, в том числе образцов и фрагментов ракетно-космической и авиационной техники, макетов и действующих моделей. За помощью инициаторы обратились к руководству РКК "Энергия", НПО машиностроения, НПО им. С.А. Лавочкина, в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, в МКБ "Искра", которое возглавляет выходец из Беларуси Виктор Быцкевич, и, конечно, непосредственно на Байконур. В поддержку выступили ветераны космодрома и общественная организация "Союз ракетчиков". Среди подписавших письмо на имя Президента Беларуси - председатель Центрального совета Союзной общественной палаты летчик-космонавт Петр Климук.

    Исполнительный секретарь этой организации Юрий Окко в разговоре по телефону выразил надежду, что уже нынешней осенью, когда в Беларуси отмечают праздник "Дожинки", новый музей в древнем Слуцке примет первых посетителей.

    Поделиться