02.02.2005 02:20
    Поделиться

    Условно-досрочные освобождения предлагается "ведать" Минюсту

    Побудил к такому решению главу высшего суда рост рецидивной преступности, кривая которой в минувшем году вдруг резко пошла вверх. Как известно, рецидивными считаются преступления, совершенные теми, кто уже отбыл либо еще отбывает наказание за прошлые грехи. Отбывать можно в "местах, не столь отдаленных", а можно дома, если грешник осужден условно либо, отсидев часть срока, был освобожден "условно-досрочно". Некоторые из таких счастливчиков, выйдя за ворота с коваными решетками, тут же пускаются во все тяжкие. "48 процентов осужденных ранее были условно или условно-досрочно освобождены от наказания, а 33 процента совершили преступления в период условного отбывания наказания", - грустно констатировал Лебедев.

    Проблема такая зреет давно, и она все больше начинает будоражить общество. Хорошие законы, разрешающие условно-досрочно освобождать одумавшихся осужденных, были направлены на гуманизацию нашей не в меру жестокой уголовно-исполнительной системы. Сказалось и стремление любыми средствами разгрузить переполненные места лишения свободы, создав там человеческие условия, хотя бы отдаленно приближенные к евростандартам.

    Но стремление сделать "как лучше" часто переходит в "как всегда". В итоге сложилась парадоксальная ситуация, о которой и сказал Вячеслав Лебедев. Ведь если 48 процентов осужденных оказались пусть условно, но освобождены, значит, милиция и ФСБ, следователи, прокуроры и судьи почти половину своей работы проделали, считай, вхолостую. Таким образом, вольно или невольно, но попирается основной принцип правосудия - неотвратимость наказания. Что и ведет к логичному росту рецидивных преступлений.

    Сам процесс условного или условно-досрочного освобождения тоже стремились сделать демократичным и доверили его судам. Чтобы, значит, никакой своевольщины со стороны чиновников. Теперь, скажем, мошенник, ограбивший сотни, а то и тысячи законопослушных граждан и осужденный за это на 10 лет, отбыв половину срока, подает в суд прошение об УДО. В суде его интересы представляют по три-четыре тертых адвоката. В итоге, за вычетом времени следствия и суда, мошенник, не пробыв и трети назначенного ему срока наказания на зоне, выходит на волю и затевает новую аферу. "В 2004 году в суды было подано 617 тысяч ходатайств об условно-досрочном освобождении, 585 тысяч ходатайств рассмотрено, из них удовлетворены 82 процента", - привел статистику Вячеслав Лебедев, подтверждающую, что это дело поставлено у нас на поток.

    Есть и другая проблема. Действительно, стремящийся "чтить уголовный кодекс" человек, отпущенный условно, не может найти работу и волей-неволей совершает новое правонарушение, чтобы прокормиться. По мнению Вячеслава Лебедева, надо усилить надзор за лицами, отбывающими условное наказание, в частности решать вопросы их занятости. "60 процентов осужденных после отбывания условного наказания являлись трудоспособными и не имели места работы", - сказал он.

    Чтобы кардинально решить вопрос об условно-досрочном освобождении, председатель Верховного суда предлагает передать эту функцию от судебных органов в ведение работников минюста и психологов. Именно так происходит во многих странах. Практика показывает, что суды уже не справляются с наплывом таких ходатайств, которых ежемесячно поступает от 25 до 30 тысяч. Наиболее проблематичной ситуация стала в республиках Коми, Мордовии, Ханты-Мансийском автономном округе, в Архангельской и Смоленской областях и Приморском крае. В связи с этим Вячеслав Лебедев предложил решить вопрос о передаче части таких дел на рассмотрение в суды соседних регионов.

    На вчерашнем совещании для судей прозвучали добрые вести. Глава президентской администрации Дмитрий Медведев сообщил, что в 2005 году должностные оклады судей предполагается увеличить в два раза. "С 1 января этого года должностные оклады судей Указом президента увеличены на 20 процентов, а с 1 июля их предполагается повысить в 1,8 раза, и это еще не предел", - сказал он. Дмитрий Медведев напомнил, что в последние годы была проделана большая работа по укреплению материальной базы российского правосудия. Но предстоит сделать, подчеркнул он, еще многое. По его словам, в результате судебной реформы суды приобрели подлинную независимость, и сейчас судебная власть вносит все больший вклад в деятельность государства и защиты интересов граждан. "Об этом свидетельствует тот факт, что за последние годы пятикратно увеличилось число обращений граждан в суды", - сказал Медведев.

    Глава администрации президента призвал судейское сообщество сделать судебную систему более открытой и прозрачной для граждан. Для этого он предложил использовать передовые технологии. По его мнению, для освещения деятельности судов должны работать не только пресс-службы, но судам надо создавать свои сайты. Общедоступными должны стать и решения, принимаемые судами, для чего можно использовать интернет-технологии, а наиболее резонансные дела вообще транслировать в режиме видеоконференции. "Недопустима ситуация, когда граждане не могут попасть в суд. Суд должен быть тем местом, где сама обстановка свидетельствует, что это орган государственной власти", - сказал он. Граждане должны иметь возможность узнавать о решениях судов не только в тех случаях, когда сами являются участниками судебного процесса, заключил Дмитрий Медведев.

    Поделиться